8 августа 2007 года. 14:18

Декларация для галочки

Правительство опубликовало в «Российской газете» сведения о доходах и имуществе своих членов в 2006 году.
За год зарплата среднестатистического министра выросла на 40 %, и он зарабатывал около 170 тысяч рублей в месяц — на уровне успешного менеджера среднего звена крупной компании. Как и в публикации по итогам 2005 года, приводятся сведения о личном и долевом имуществе, имуществе в пользовании, а данные о номинальных доходах министров включают все виды их денежных доходов без исключения. По­прежнему глава Минприроды Юрий Трутнев, министр связи Леонид Рейман и глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов намного богаче своих коллег за счет получения ими доходов от имущества в собственности и продажи ее. Без учета доходов этой группы министров, а также доходов экс­генпрокурора, ныне главы Минюста Владимира Устинова (он получил пенсию в 2,06 млн руб. и выходное пособие при увольнении со своего старого поста — 1,38 млн руб.) средние доходы пятнадцати «среднестатистических» министров выросли за год на 39,66 %. Таким образом, с зарплатно­доходной частью министерских деклараций более­менее все ясно. Однако имущественные и расходные отчеты привели экспертов в замешательство. Наиболее интригующим выглядит утрата главой МЧС Сергеем Шойгу имущества в виде дома с бассейном, теннисным кортом и строениями — активы, которые исчезли из декларации, даже если они располагаются за пределами ближнего Подмосковья, стоят, по самой минимальной мерке, миллион долларов, тогда как среднегодовой доход министра вырос гораздо меньше. Но и в случае с Сергеем Лавровым, Германом Грефом, Сергеем Ивановым, Владимиром Яковлевым и Михаилом Зурабовым к декларации явно требуются пояснения. Например, неясно, приобретена ли ими новая недвижимость в ходе приватизации, получена ли по завещанию или в дар. Учитывая, что легальные доходы министров начали расти до уровня, сопоставимого с их расходами, лишь в 2004 году, заработка на такого рода покупки (огромные квартиры в центре Москвы и земельные участки в Подмосковье) у них быть не могло. Словом, очевидно несовершенство принятой формы публикаций. Декларирование может быть эффективно только в том случае, когда контролируются не только доходы чиновников, но и их расходы.

Сергей Бегляк
№147(22062)
08.08.2007

Источник: Газета «Речь»