6 августа 2007 года. 07:22

Два лица Череповца

Наш город встречает туристов вывесками похоронных бюро. Количество туристов, посещающих Череповец, стремительно уменьшается.
Лишь двадцать заходов в наш порт сделали в этом году круизные теплоходы, что почти в полтора раза меньше, чем в прошлом. Когда­то «водоплавающие» путешественники составляли весомую строку доходов череповецких музеев — сегодня контракт на групповое обслуживание заключен лишь с Домом­музеем Верещагиных.

Отношение к городу, плохое или хорошее, всегда завязывается в первые минуты знаком­ства: встречают, как известно, по одежке. В Череповец ведут несколько дорог, ознакомившись с которыми, всегда узнаешь, по какой именно попал к нам хулитель или восторженный почитатель. Культовому режиссеру Алексею Балабанову с дорогой не повезло. А может, совсем наоборот. Года два назад ехал из родного Санкт­Петербурга с семьей, направляясь на отдых в Великий Устюг. Проехав мимо череповецких труб, извергающих разноцветный дым, закрыл в машине окна и несколько минут не дышал. Именно в этом состоянии его настигла идея фильма, который через пару лет назвали «Грузом­200». Обо всем этом сам Балабанов поведал недавно в интервью одному столичному изданию.

С реки прибывать в Череповец тоже не следует. «Вы на нашем причале были? Теплоходы, на которых прибывают к нам гости, швартуются к грязной барже, вокруг несколько сгоревших зданий, разруха. Иными словами, ничего радующего глаз, — с негодованием признается сотрудница турфирмы «Русские путешест­вия» Людмила Мурашкина. — Представляете, каково мне вести туристов по улице Коммунистов, где подряд три похоронных бюро стоят». Случалось, что гости, особенно дети, бросив взгляд на открывшиеся достопримечательности, просятся обратно на пароход. Впрочем, лихорадит прибывающих недолго — посещение Дома­музея Верещагиных и прогулка по Воскресенскому проспекту открывает людям иной Череповец.

Как рассказала нам сотрудник Дома­музея Екатерина Калошина, экскурсовода путешественники слушают внимательно, особенно удивляясь тому, что в одной семье Верещагиных народилось столько талантливых людей. О чем и пытают гида: «Как так?» Тогда приходится вдаваться в подробности воспитания в барской усадьбе XIX века.

Покинув верещагинский дом, туристы, которые, кстати, задерживаются в Череповце не долее чем на четыре­пять часов, могут почитать себя освобожденными от «музейной повинности». Ни с одним другим хранилищем народных ценностей, ни с Историческим, ни с Художественным музеями, договор турфирмы в этом году не заключали. Впрочем, у многих обилие свободного времени и природное любопытство берут верх над нежеланием лишний раз примеривать музейные тапочки. Заведующая Художественным музеем Татьяна Соболева поведала «Речи» о туристах­одиночках, которые едва ли не ежедневно посещают разные залы ЧерМО, особенно восхищаясь уникальной коллекцией череповецких икон и живописью XVIII — XIX веков. «Очень часто мы слышим от людей комплименты нашему собранию и музею — говорят, что здесь уютно и интересно, — рассказывает Татьяна Соболева. — Причем это слова людей иногородних, которые прибыли к нам по Волге и уже ознакомились с великолепными музеями Ярославля и других крупных городов. У нас им нравится не меньше». Точно так же попутным ветром заносит желающих убить время из других городов и в музей «Дом И.А.Милютина». Заходят туристы и в лавочку «Центра народных ремесел». Опасаясь покидать прямой, как стрела, Воскресенский проспект, «диким» образом пассажиры теплоходов больше никуда не ходят.

Пять часов в музеях утомят кого угодно, да и центральный проспект вряд ли способен занять «варяга» на столь продолжительное время. С недавних пор «Русские путешествия» практикуют автобусные экскурсии. Маршрут весьма оригинальный. Выехав с Советского пр. машина с туристами направляется к Октябрьскому мосту — поглядеть на реку и само сооружение. Зашекснинский район, который значится следующим, служит иллюстрацией современного Череповца. Окраиной и кульминацией строительных амбиций города здесь красуется по левую руку новенький Ледовый дворец. Разобравшись с давним прошлым и настоящим, автобус следует в близкое прошлое, а именно в Индустриальный район. Проезжая улицы Строителей и Металлургов (с непременной остановкой на одноименной площади), гид повествует о рабочем городке 50 — 60­х годов прошлого века. Комбинат также попадает в поле видимости группы и, по словам экскурсоводов, традиционно вызывает больший интерес, нежели художник Верещагин. Просятся зайти внутрь и сфотографироваться на фоне крупнейшей домны в мире, предлагают заплатить сверх путевки. Большого труда стоит объяснить москвичам — а именно жители столицы чаще всего приезжают в Череповец на круизных теплоходах, — что в двери режимного объекта не войдешь и с «золотым тельцом» под мышкой.

Сергей Виноградов
№145(22060)
06.08.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Как малому бизнесу Вологды привлечь клиентов в цифровую эпоху

В современном мире, где интернет стал основным каналом общения и продаж, малый бизнес Вологды сталки

Последнее в рубрике

Телеграм: новая эра общения и продвижения

Телеграм сегодня - это не просто мессенджер, а мощная социальная сеть с миллионами активных пользователей по всему миру. Она объединила в себе удобство общения, безопасность и возможности для бизнеса, что делает ее привлекательной как для личного исп