5 августа 2007 года. 16:05

Лечить нельзя изолировать? 11-летний Иван Корнилов в здании больницы подвергся насилию.

Сейчас мама мальчика Нина Корнилова готовит второе заявление в прокуратуру, которая не усмотрела в действиях персонала больницы и нерадивого соседа по палате противоправных действий.

Все началось, когда Ване потребовалась операция – у него обнаружили пупочную грыжу. С этим диагнозом его привезли на хирургическое отделение детской областной больницы. Накануне операции мама пришла проведать ребенка.

– Когда я спросила Ваню, как он здесь живет, он сразу рассказал мне, что с ним в палате лежит мальчик Сергей, который всех бьет, – вспоминает Нина Александровна. – Но его, мол, он пока не трогал.

На следующий день мальчика прооперировали – весь день он находился под действием наркоза. «Товарища по несчастью», того самого Сергея, это, видимо, не устраивало: под разными предлогами он не давал ему спать, а затем и вовсе начал «беспределить». Из материалов проверки старшего инспектора ОДН первого отдела милиции Светланы Малышевой следовало, что 13-летний Сергей избил лежавшего в послеоперационном бреду Ивана, а потом заставил сделать то же самое другого соседа по палате… 6-летнего Дениса.

– Когда я пришла навестить Ваню после операции, увидела, что лицо сына распухло от синяков, а рука была порезана, – рассказала Нина Корнилова. – Ваня расплакался и все мне рассказал. Подробности мы выяснили с другими родителями уже в кабинете заведующего отделением. Ваня сказал, что Сергей ударил его прямо в живот – в то место, которое оперировали. А потом…

Матери трудно говорить о случившемся после этого, мы же воспользуемся сухими терминами: сосед-хулиган сначала заставил 6-летнего Дениса, а затем и сам совершил с Иваном насильственные действия сексуального характера. Это отражено в милицейском постановлении. Сам Сергей отрицает, что склонял мальчика к подобным действиям.

На этом издевательства не закончились: ночью нерадивый подросток еще несколько раз избил соседей, заставил Ивана сбегать на десятый этаж стрельнуть сигареты, которые, как рассказывает мать Корнилова со слов сына, Сергей курил в палате.

– А на следующий день они вместе выбегали на рынок напротив больницы, где этот парень заставил Ваню украсть очки, конфеты и яблоко. Иначе, мол, тот продаст его в рабство и ему вырежут почку.

Дошло до того, что Сергей вынудил Корнилова «дать рэперскую клятву» – тот порезал себе руку разбитой бутылкой и соединил рану с порезом хулигана.

Так продолжалось вплоть до очередного визита мамы Вани Нины Александровны в специально отведенное время посещений.

– Мы с другими родителями пошли к заведующему и попытались установить причину странного бездействия медпесонала. Ничего внятного нам не ответили, лишь предложили забрать детей домой, – говорит Корнилова. – Заведующий сказал, что предоставить отдельную палату для этого парня не может, хотя и знает, что это за человек – он у них не первый раз лежит.

В школе, где время от времени учился 13-летний Сергей, тоже хорошо знают, на что способен мальчик. Самое удивительное, что семья Сергея вполне благополучная, но какой-то страшный случай (о котором здесь стараются не говорить) и психологическая травма сделали его именно таким – он почти не ночует дома. И по данным на 31 июля он вновь сбежал…

В день происшествия Нина Корнилова написала заявление в милицию. То же самое сделали и родители маленького Дениса и тут же забрали его домой. Мама Ивана решила идти до конца и пошла в прокуратуру. Старший инспектор ОДН 1-го отдела милиции Вологды Светлана Малышева, рассмотрев материалы проверки, установила, что в действиях Сергея усматриваются признаки состава преступления, предусмотренные статьями 116 (ч.1), 130 (ч.1), 119 и 135, но в возбуждении уголовного дела, естественно, отказала – на момент совершения этих преступлений хулигану не было 14 лет. Нет и сейчас.

Прокуратура же и вовсе не нашла противоправных действий ни в действиях Сергея, ни медперсонала больницы. Правда, в письме Департамента здравоохранения Вологодской области, которое пришло 21 июля, говорится буквально следующее: «Департаментом издан приказ, который обязал главного врача детской областной больницы срочно принять меры по усилению охраны режима в больнице, ввести дополнительные должности воспитателей с целью недопущения возникновения подобных ситуаций».

– Получается, что в этой ситуации никто не виновен? – возмущается Нина Корнилова. – Никто не может гарантировать безопасность моего ребенка даже в больнице?!

– К сожалению, проявления агрессивного характера даже в больнице – частое явление. И этот вопрос скорее к самому обществу, имеющему свободный доступ к негативной информации, – поделилась с «Хронометром» главный врач ГУЗ «Вологодская областная детская больница» Светлана Тюлькова. – У нас лечебное, а не режимное учреждение – мы не можем запереть таких детей в клетке. И несмотря на то, что у нас появилась возможность увеличить штат воспитателей, которые целый день занимаются с детьми, усмотреть за всеми невозможно. Как невозможно избежать подобных ситуаций. Через милицейский пост изобретательные дети тоже научились пробегать. Нанимать дополнительный штат охранников у нас нет возможности. Единственное, что мы можем сделать – размещать агрессивных детей в палаты, где вместе с детьми лежат родители. Кроме того, в ответе Департаменту здравоохранения я предложила обращать особое внимание на детей, поступающих по линии УВД. Но они такие же пациенты, и мы должны их лечить.

Кстати, специалисты психо-терапевтического центра посоветовали Нине Корниловой и ее сыну пройти лечение от полученной психологической травмы…

(имена действующих лиц по этическим причинам изменены)


Алексей Нефедов

Источник: Хронометр