3 августа 2007 года. 09:42

Преодоление непреодолимого: по Вологодчине на немецком «уазике»

В минувшие выходные состоялся очередной этап трофи­рейд на внедорожниках «Вологодчина. Медвежий угол». В его ходе организатор экспедиции, председатель международного «Гелендвагенклуба» Александр Кузнецов, его соратники и единомышленники из Минска, Вологды и Москвы, а также корреспондент «Речи», преодолев сотни километров по бездорожью, достигли крайней северной точки области.
Для такого внедорожника, как «Гелендваген», наличие дорог практически не имеет значения. Из грязи он выгребает своими мощными колесами подобно трактору, в гору поднимается при помощи лебедки, без особого труда преодолевает речушку метровой глубины, несмотря на то, что и двигатель, и половина салона находятся под водой.

А начался столь долгий и нелегкий путь мощных и неприхотливых немецких «уазиков» от традиционной для «гелендвагенцев» точки — памятника Афанасию и Феодосию на Соборной горке. На этот раз в экспедиции участвовали сам Александр Кузнецов, череповецкий предприниматель и настоящий энтузиаст внедорожного туризма, его соратник из Минска Сергей Русак, а также присоединившийся к экспедиции чуть позже, в Кириллове, штатный штурман Александра Олег Лукьянов из Вологды. Все трое в недавнем прошлом участвовали в «Трофи­Ладог» — знаменитых соревнованиях экипажей внедорожников по непроходимым дебрям вдоль берегов Ладожского озера. Также в нынешнем рейде хотели принять участие члены клуба из Санкт­Петербург, однако уже накануне экспедиции по техническим причинам вынуждены были отказаться. Впрочем, заверив, что участию в следующем этапе рейда никакие технические причины не помешают.

Итак, около 10.00, дав прощальный гудок, автомобили приготовились тронуться в путь. Но вот незадача: стартер кабриолета неожиданно отказался запускать двигатель, отвечая на повороты ключа лишь пощелкиванием. Однако «поломка» оказалась быстро поправимой. Легкий и уверенный удар Александра по стартеру тут же заставил его выполнять возложенную функцию. Двигатель заработал, и машины отправились в дорогу. О причине «легкого недомогания» стартера мне уже по пути рассказал Сергей, который и сел за руль кабриолета. Как оказалось, во время последней экспедиции пришлось преодолевать какую­т грязную болотную речку в Устюженском районе. Видимо, грязь попала в корпус втягивающего устройства и стала помехой в его работе. Впрочем, «каприз» стартера при отъезде был первым и последним в этой экспедиции.

И наши «Гелендвагены», и резина, в которую они обуты, больше предназначены для передвижения по пересеченной местности, нежели по обычной шоссейке. Двигатели этих автомашин, «ориентированные» на «мощную», а не на быструю езду, тащат свою ношу по скоростной трассе сравнительно медленно. Да и резина, имеющая диаметр по протектору значительно больше штатного, не позволяет при движении ориентироваться на показания спидометра — за один оборот колеса оно проходит большее расстояние. Лишь по находящемуся в кабриолете спутниковому навигатору можно было определить точную скорость движения, а затем по рации сообщить и экипажу второй машины. Еще один недостаток резины — ее большая шумность при передвижении по трассе. Недаром сами водители внедорожников называют ее поющей.

Тем не менее, как бы медленно ни передвигались наши «гелики» по трассе, путь до Кириллова, а затем и далее, по асфальтированным дорогам до точек схождения с них занимал не столь много времени, сколько преодоление непреодолимых, на первый взгляд, препятствий.

После того как в Кириллове к нам присоединился Олег Лукьянов и там же были закуплены продукты, наш путь лежал в Липин Бор и далее в сторону Вытегры. Надо отметить, что автотуристы­экстремал в еде оказались непритязательны. Продукты были закуплены самые что ни на есть обычные, простые в приготовлении. В пути некогда готовить всяко­разны «шашлыки». Необходимо быстро и сытно перекусить — и снова в путь.

Кстати, цель наших трофи­экспедици по Вологодчине не сводилась к простому достижению труднодоступных мест. Как правило, места эти имеют какое­т особое значение. Это либо памятники истории, архитектуры, либо природные достопримечательности. Такие, например, как гора Атлека, считающаяся одним из трех существующих в мире водоразделов трех океанов. Или расположенный на вытегорской речушке Тагажме… водопад. Однако первым местом, до которого мы решили добраться на этот раз, было место падения во время Великой Отечественной подбитого немцами штурмовика «ИЛ­». Самолет рухнул в болотистые леса примерно в пятнадцати километрах от Вытегры, неподалеку от деревеньки Озерки. Кстати, и сами деревеньки в этих глухих отдаленных местах — своего рода достопримечательность: никаких дачных домиков, настоящие русские избы с подернутыми мхом крышами. К точке падения самолета пробирались, руководствуясь координатами из интернета и советами редких местных жителей. С проселочной дороги вскоре пришлось съехать в целинное поле, поросшее густым кустарником. Впрочем, кустарник не стал большой помехой для упорных «Гелендвагенов» с огромным по сравнению с привычным клиренсом и веткоотбойниками, натянутыми от крыши вдоль капота. Они уверенно преодолевали густые вытегорские джунгли. Но примерно за пару километров от заданной точки кустарник кончился, начался заболоченный лес, и пришлось­так «спешиться».

Однако уже прилично углубившись в лес, мы поняли, что в такой заболоченной чаще найти упавший где­т в двух километрах от нашего местонахождения самолет будет весьма сложно. Во­первы, держа направление по компасу и обходя болотистые низинки, было бы просто невозможно выйти точно к штурмовику, который к тому же за долгие годы уже наверняка зарос дере­вьям и мхами. А во­вторы, чтобы прочесать вшестером несколько гектаров чащобы, не хватило бы и всех выходных. Поэтому, покружив около часа по лесу и найдя несколько белых грибов, мы, к своему сожалению, от дальнейших поисков вынуждены были отказаться.

«Гелендваген» (нем.) — внедорожный автомобиль, грунтовый экипаж. Автомашины, на которых проходил рейд, — Gelaendewagen W460, кабриолет 1981­г и пятидверный Steyr­Daimle­Puc 1979 года выпуска — конструировались и выпускались по совместному проекту немецкого автоконцерна Mercedes­Ben и австрийской фирмы Steyr­Daimle­Puc в австрийском городе Граце как автомобили для военных целей. Идентичные по модели и направленности автомобили, выпускавшиеся для нужд и по заказу различных государств, носили на своем борту либо популярный лейбл Mercedes, либо неизвестный обывателю Puch. В данном случае Puch оснащен карбюраторным 90­сильны двигателем, а кабриолет Mercedes — 70­сильны дизелем. При одинаковой максимальной скорости в 90 — 100 км/ч более тяжелый Puch расходует 18 — 20 литров бензина на 100 км, а Mercedes 10 — 15 литров дизельного топлива на то же расстояние. Грузоподъемность и того, и другого 500 килограммов. Максимальный угол подъема по наклонной плоскости — 45 градусов.

Особенностью обеих машин является неприхотливость и чрезвычайная проходимость, несмотря на малую, казалось бы, мощность силовых агрегатов. Секрет этого в раздаточной коробке, имеющей, в особенности на пониженной передаче, большую тягу. Другими словами, малая мощность двигателя компенсируется большим передаточным числом раздаточной коробки, а стало быть, и немалым тяговым моментом. Точно такие же двигатели и «раздатки» уже использовались немцами на тягачах для полевых орудий, вес которых достигал 5 тонн. И еще тогда этот простой и маленький 70­сильны дизель показал себя чрезвычайно экономным и пригодным к ремонту даже в полевых условиях. Первым заказчиком появившихся в 1979 году Gelaendewagen W460 стал шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, однако был свергнут, так и не дождавшись заказа. Позже поступили заказы на Gelaendewagen W460 от немецкой федеральной полиции и аргентинской армии. А в дальнейшем этим внедорожником решили воспользоваться норвежская и индонезийская армии.

(Окончание репортажа читайте в следующую пятницу)

Олег Цветков
№144(22059)
03.08.2007

Источник: Газета «Речь»