3 августа 2007 года. 09:42

Кнут и пряник для чиновников

Вице Сергей Нарышкин заявил, что осенью­зимо в 18 регионах (в их числе называются Саратовская, Тульская, Челябинская, Калужская области) планируется опробовать подготовленную Министерством экономиче­ског развития программу противодействия коррупции.
В ведомствах и администрациях будет составлен список должностей, больше других подверженных риску. Этим чиновникам добавят денег, льгот (в получении жилья, например), но им придется согласиться на тотальную слежку за их образом жизни и контактами. Например, у потенциальных коррупционеров в любой момент смогут пересчитать наличность в карманах. Их общение с гражданами будет проходить в специальных местах, оборудованных камерами наблюдения. С обладателями «опасных» должностей будут заключаться только срочные служебные контракты. Противники подобных методов борьбы с коррупцией утверждают, что победить ее только техническими мерами вряд ли удастся. А материальная компенсация чиновникам из «группы риска» есть не что иное, как скрытое повышение зарплат, которые и без того непристойно велики. Если взятка исчисляется миллионами долларов, никакая компенсация с ней не сравнится. Так действенны ли предлагаемые меры? И какие должности чиновников вы бы отнесли к «группе риска»? Свое мнение по этому поводу высказывают…

Владимир ПЕТРОВ, депутат городской Думы:

— Мне интересно: а что говорит по этому поводу мировая практика? На мой взгляд, прежде чем экспериментировать в России, логичнее и разумнее было бы изучить, проанализировать и обобщить опыт цивилизованных стран. И потом, давайте вспомним, подобные попытки уже предпринимались, если я не ошибаюсь, лет десять назад. В несколько другом варианте, но… Был разработан законопроект, он вступил в силу, обязывал сопоставлять крупные доходы и расходы налогоплательщиков. Правда, всех, а не только чиновников. Официально ГУЮ, ГИБДД и прочие структуры должны были предоставлять налоговой инспекции информацию обо всех крупных сделках. Закон не прижился, поскольку, на мой взгляд, под одну гребенку стригли всех граждан. Но что мешает сопоставлять доходы и расходы только чиновников, занимающих важные ключевые посты в управлении на местах, в субъектах, в правительстве? Я имею в виду тех, кто занимается выделением земли, выдает разрешения на возведение объектов, оформляет сделки купли­продаж имущества, недвижимости. Кроме того, необходимо взять под контроль декларации чиновников и их родственников. Я надеюсь, что борьба с коррупцией в России не приобретет характер разовых акций. Ежегодные обострения интереса к теме возникают, как правило, после оглашения послания президента Путина Федеральному Собранию. А многие расследования в отношении большого числа коррупционеров во власти, по моему мнению, представители правоохранительных органов не начинают из­з неуверенности в политической воле государства в этом вопросе.

Василий КЛИНОВИЦКИЙ, директор по персоналу и социальным вопросам ОАО «Азот»:

— Большие сомнения вызывает у меня то, что предложенные меры будут действенными. Не вступят ли они в противоречие с законодательством, с Конституцией? Что касается «добавить денег», условия должны быть одинаковыми для всех. Чиновник — тот же человек. Мерить зарплату нужно не должностью, а степенью ответственности. К примеру, чиновник, принимающий решения по земле, по использованию природных богатств и т.п., имеет дело со сделками в миллиарды рублей. А зарплата у него, к примеру, 5 тысяч. Любая взятка (а соблазн при такой зарплате велик) может нанести несоизмеримо больший ущерб по сравнению с размером самой взятки. Поэтому лично я за то, чтобы сломать стереотипы. Чиновник — это не бездельник, получающий одни взятки, а ответственное должностное лицо. Его зарплата должна быть соответствующей. Позовите сегодня руководителя или занимающего ключевой пост на крупном промышленном предприятии специалиста в министерство, в Государственную думу — не пойдет. Не такая зарплата. В чиновники должны идти толковые, опытные, знающие люди, воспитанные на производстве. Слесарь отработал смену и ушел домой. Его мера ответственности несопоставима с ответственностью мастера, который отвечает за конкретный участок на производстве, за дорого­стояще оборудование, за людей. Значит, и зарплата должна быть разной, дифференцированной в зависимости от цены принимаемых решений. Как бороться с коррупцией? Выбор «либо сажать», «либо платить», на мой взгляд, неуместен. Подход должен быть комплексным: и то, и другое. А главное — политическая воля власти. К слову, авторитет власти в стране, я считаю, растет. Доверия к ней у людей стало больше. Значит, нужно идти дальше — в системе бороться с коррупцией понятными всем методами.

Валерий ВИНОГРАДОВ, зам. генерального директора ОАО «Череповецкий ЛВЗ»:

— Да нет, конечно, не будут такие меры действенными. Коррупция — система сложная, наскоком ее не возьмешь, разовыми мероприятиями тоже. Будут проверять наличные деньги? А если человек взял с собой все накопления? Мало ли, зачем ему понадобились деньги в этот день. Заглядывать в чужой кошелек, если я не ошибаюсь, у нас закон не позволяет. Встречи с гражданами под камерами видеонаблюдения? Почему нет. А то чиновник побеседует — потом откажется от своих слов. Дать денег, чтобы взятки не брали, — на мой взгляд, абсурдно. Денег много не бывает, «добавка» ситуацию не спасет. Лично я считаю, что в чиновники нужно отбирать людей. У нас много людей честных, порядочных, грамотных профессионалов, которые взятки не берут, болеют за государство. А что касается контроля, так пусть борьбой с коррупцией занимаются внутренние управления собственной безопасности, уполномоченные на то органы.

Татьяна Ковачева
№144(22059)
03.08.2007

Источник: Газета «Речь»