2 августа 2007 года. 11:58

Общий крест

Вчера достиг Череповца водный крестный ход в память жертв сталинских репрессий. Он начался 24 июля у стен Спасо­Преображенског монастыря на Соловках и завершится 6 августа под Москвой.
Каких только теплоходов и сухогрузов не повидал на своем веку причал на Ягорбе, тот, что у Соборной горки. Но такого судна, как приставшее к нему вчера днем, не принимал точно. И дело даже не в самом судне (обычная баржа с буксиром), а в его грузе — огромном деревянном кресте, уложенном на специальный лафет. Его длина, которая через несколько дней превратится в высоту, почти 12 метров. Размах в ширину — 7 метров. Этот Поклонный крест сделан руками мастеров Кресторезной палаты Соловецкого Спасо­Преображенског монастыря из сибирского кедра с использованием таких пород дерева, как сосна и кипарис. Два года ушло на заготовку материала, еще три месяца заняла резьба по кресту.

Традиция установки Поклонных крестов родилась на Русском Севере. Они бывают двух видов: Лицевые (с иконами или ликом распятого Спасителя) и Богоименные, на которых вырезаны имена Божии и главные символы христианства. Крест, соверша­ющи сейчас путешествие из Соловков в Москву, Богоименный. Сопровождает его настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских, что в Бутово, отец Кирилл.

— Наша цель — привлечь внимание светской и церковной общественности к памяти о наших дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, погибших или пострадавших в годы репрессий, и прославление подвига новомучеников, всех тех, кто в страшных условиях не отрекся от веры и встал на защиту Церкви. Без памяти о них, без понимания подвига новомучеников дальнейшее развитие нашего народа невозможно, — сказал отец Кирилл перед началом молебна с акафистом Честному и Животворящему Кресту и литии по погибшим в годы репрессий.

В Череповце память погибших пришли почтить человек сто, не больше. Включая священнослужителей и журналистов. «Мы же ничего не знали», — охала бабушка, рассматривая установленные на пристани стенды. На них — фотографии погибших в Соловках и в Бутово, стройка Беломоро­Балтийског канала, сооруженного рабским трудом сотен тысяч заключенных.

Именно по этому каналу и решено было проплыть крестным ходом, который благословил Святейший Патриарх Алексий II. И сроки выбраны не случайно: конец июля 1937 года — начало самого страшного периода сталинских репрессий, позже названного «ежовщиной».

Именно тогда были официально узаконены пытки заключенных и организованы по всей стране ревтройки, выносившие массовые приговоры по двум категориям: первая категория означала расстрел, вторая — длительные сроки заключения. И никаких адвокатов, никаких апелляций. На места из Москвы спускался план по первой и второй категориям. С мест в Москву шли просьбы — увеличить квоты по обеим. И Москва, как правило, шла навстречу этим «просьбам». Около 700 тысяч расстрелянных и 1,5 миллиона политзаключенных — таков итог «ежовщины». «Большой террор» длился до конца 1938 года, когда «великий вождь» решил, что нарком Ежов перебарщивает, и снял его с должности. В 1940 году он был расстрелян… как «враг народа». В последовавших массовых чистках не удалось уцелеть и почти никому из «винтиков» «ежовщины» (20 тысяч расстрелянных чекистов). Такова «логика» террора: вчерашний палач в один момент сам превращался в жертву. Во главе НКВД Николая Ежова сменил другой нарицательный персонаж — Лаврентий Берия. Градус репрессий несколько снизился, но сажать и расстреливать по выдуманным обвинениям продолжали вплоть до самой смерти Сталина в 1953 году…

Поклонный крест отбыл из Череповца вчера поздно вечером. 6 августа его установят на «Русской Голгофе», так Патриарх Алексий II назвал бывший полигон НКВД в Бутово, место массовых расстрелов москвичей. Это, как и война против соб­ственног народа, длившаяся несколько десятилетий, — наш общий крест.

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) был создан в 1923 г. Это был первый советский концлагерь, куда направляли главным образом политических заключенных. За 16 лет существования через него прошли десятки тысяч человек, многие из которых были расстреляны или умерли от болезней и холода. С 1933 г. соловецкие заключенные активно привлекались к строительству Беломорканала. Для многих из них эта стройка стала могилой.

Бутовский полигон — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия: только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь было расстреляно и захоронено 20761 человек. Среди пострадавших около тысячи человек приняли мученичество за исповедование православной веры. Из них 323 причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Сергей Комлев
№143(22058)
02.08.2007

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Эпидемиологи зафиксировали шестилетний максимум активности клещей на Вологодчине

Паразитам не помешали даже аномальные холода и снежный покров, установившийся в конце апреля

Последнее в рубрике

Телеграм: новая эра общения и продвижения

Телеграм сегодня - это не просто мессенджер, а мощная социальная сеть с миллионами активных пользователей по всему миру. Она объединила в себе удобство общения, безопасность и возможности для бизнеса, что делает ее привлекательной как для личного исп