Платежные терминалы: наступление машин
В Череповце электронные терминалы платы за сотовую связь постепенно вытесняют все другие способы расчетов. Но не без проблем
«Да одни проблемы от них! То чек не выйдет, то комиссия комуо не понравится, а деньги ведь уже не вернуть!.. Отвечать же за все мне, ведь у меня в палатке эта штука стоит!» — отвечает на мой вопрос о платежном терминале продавец одного из привокзальных павильонов. «Нук и мы проверим!» — с уверенностью засовываю 50 рублей в прорезь, автомат буквально вырывает купюру из рук и… «Сумма к зачислению: 44 рубля». Непроизвольно вырывается: «Однак…» Спасение от потери шести кровных вроде бы есть — красная кнопка «Отмена». Но тыкать в нее, оказывается, бесполезно: не срабатывает. «За что же я всетак эти деньги отдаю?» — с таким вопросом прямо на месте набираю номер службы технической поддержки…
— Девушка, у меня тут проблема возникла: шесть рублей комиссии заплатил, не понимаю за что. Хотел этот платеж отменить, а кнопка не срабатывает. Как же так?
— Ну там же все написано на терминале о проценте комиссии и о том, что купюры обратно не выдаются, — отвечает усталый голос.
— Я прочитал, но у вас функция отмены предусмотрена, а на самом деле отменить ничего не возможно. И за что вообще эти деньги взимаются?
— Ну понятно все.
После этого оператор бросает трубку. Что понятно? Кому понятно? Да и какт уже непривычно такое отношение к клиенту. Снова набираю номер…
— Что же вы трубку бросаете? Нехорошо получается… — с укором возобновляю разговор.
— Я вам объясняю, а вы не понимаете! Вам сказано, что терминал обратно купюры не выдает, а о комиссии написано на нем самом. Если вы еще до сих пор ничего не поняли, я вам мастера могу туда послать! — в голосе чувствуется уже откровенная злость.
— Вы мне для начала свою фамилию скажите и адрес компании, я потом с вашим руководством лучше свяжусь, раз вы ничего объяснять не хотите…
— Мы не разглашаем никаких данных о компании.
— Как так? Ну фамилию вашу я могу узнать? Что в этом секретного?
— Мы не разглашаем такую информацию.
— Хорошо, переключите меня на начальника службы техподдержки или кого из руководства.
— Сейчас никого нет на месте.
Опять отбой. Что ты будешь делать! Набираю номер еще раз: занято, не отвечает, потом включается автоответчик… Пробую повторно уже через час…
— Здравствуйте уже в который раз! — с улыбкой, как старую знакомую, приветствую так и оставшуюся неизвестной девушку.
— Я же вам все уже объяснила… Если вас что не устраивает, могу послать туда мастера, он вам все подробно расскажет!
— Хорошо, пошлите.
Возвращаюсь к терминалу и жду мастера. Полчаса жду. Нет мастера.
— Здравствуйте, журналист газеты «Речь»… Мне бы с кемт из руководства пообщаться… — звоню на тот же номер техподдержки спустя несколько дней.
— Конечно, оставьте свой номер, и я обязательно все передам! — оператор демонстрирует исключительные вежливость и внимание.
Спустя несколько часов следует звонок на мой сотовый телефон от человека, представившегося Дмитрием. Излагаю суть проблемы, мол, мне бы выяснить обоснование комиссионного платежа или просто людям объяснить, что здесь к чему, многие ведь спрашивают, сеть у вас известная, городского масштаба…
— Вы бы подумали хорошо, прежде чем чтот писать, — посоветовал Дмитрий. — Разберитесь во всем сначала, а то мало ли, мы к этим вещам очень серьезно подходим… Скиньте вопросы на факс, а потом будем решать, что дальше делать.
Пара вопросов и подробное описание моей ситуации ушли факсом спустя несколько минут. Прошло несколько дней, но ответ мы так и не получили. Звонок на зафиксированный мобильным телефоном городской номер, с которого звонил Дмитрий, результата не принес: «Нет у нас никакого Дмитрия, и фирмы такой тоже здесь нет»…
Ничего сверхсекретного в самой схеме платежей между тем нет. Упрощенно все выглядит так: принятые терминалом средства передаются платежной системе, которая, как правило, работает на федеральном уровне (в Череповце в основном популярен «КиберПлат», присутствуют также ЗАО «Объединенная система мобильных платежей» и «Епор»). Платежная система в свою очередь забирает определенный процент и передает деньги оператору сотовой связи. Оператор после этого перечисляет обратно небольшое вознаграждение (около 2 %), которое и приходит в начальный пункт — хозяевам терминалов. Таким образом, владельцы терминалов выполняют, по сути, чисто технические функции — те же, что и, например, человек, принимающий платежи в магазинах сотовой связи. Только здесь вместо человека работает машина, что значительно дешевле и эффективнее.
— Срок окупаемости одного терминала составляет одиндв года в зависимости от места установки, — рассказывает представитель одной из платежных систем. — Уличные терминалы работают круглые сутки в отличие от магазинов, принимающих платежи за сотовую связь. Все терминалы имеют антивандальный корпус и сигнализацию, то есть риск внешнего воздействия сведен до минимума. Особого обслуживания не требуется, кроме инкассации, так как внутри стоит, по сути, обычный компьютер плюс несколько специальных устройств.
Сегодня в Череповце работают несколько фирм и частных предпринимателей, которые развивают платежные сети. Среди самых крупных местных игроков — системы «Банкиръ», «Экспресс» и «Платежка». Точных данных об общем количестве платежных терминалов, работающих в городе, нет. Как сообщили «Речи» в комитете по управлению имуществом, официально получено разрешение на установку 35 терминалов, но комитет отвечает лишь за муниципальные территории, а не секрет, что основная часть платежных машин стоят в частных магазинах и торговых центрах. По подсчетам самих участников рынка, в общей сложности в Череповце насчитывается уже более двух сотен терминалов (для сравнения: например, в Петербурге их уже более двух тысяч, и это не предел).
Операторы сотовой связи сегодня отмечают увеличение количества платежей, которые поступают именно через платежные терминалы. Отдельной статистики на этот счет не ведется, но приблизительные подсчеты все же существуют. Так, ОАО «СевероЗападны МегаФон» существенную часть платежей от своих клиентов получает как раз через электронные платежные системы.
— В целом по СевероЗапад через терминалы и банкоматы у нас проходит 7 — 10 % платежей, — объясняет Маргарита Горбачева, начальник пресс СевероЗападног филиала ОАО «МегаФон». — Это число мы определяем исходя из заключенных договоров непосредственн с терминальными платежными системами. Еще 23 % платежей проходит по субагентским договорам. Субагенты, в свою очередь, могут переводить деньг различными способами — как через обычные кассы приема платежей, так и через терминалы. В настоящий момент в силу консервативности потребителей терминалы еще не очень популярны, но в будущем, по мере того как люди к ним привыкнут, доля платежей через терминалы будет возрастать.
По словам же Елены Берестовой, старшего специалиста по маркетинговым коммуникациям вологодского филиала ОАО «МТС», только в Череповце доля платежей, которые этот мобильный оператор получает через платежные терминалы, составляет 70 %, что свидетельствует о большой популярности этого способа оплаты среди череповецких абонентов компании.
Сегодня платежные терминалы в городе работают по сравнению с начальным периодом становления значительно лучше. Если раньше постоянными были проблемы с задержками платежей, то теперь деньги в большинстве случаев перечисляются, как и обещано, мгновенно.
— Жалобы на платежные терминалы у нас бывают, но в последнее время они поступают очень и очень редко, — рассказывает Анна Ершова, начальник отдела по защите прав потребителей управления городской экономики и торговли. — В основном жалуются на то, что платеж просто не дошел. Мы помогаем составить претензию, звоним хозяевам терминалов, то есть идет стандартная процедура урегулирования. Если клиент на самом деле прав, то деньги в итоге поступают на счет. Никаких серьезных конфликтов, связанных с терминалами, у нас не фиксировалось.
Впрочем, естественно, что далеко не все недовольные клиенты обращаются в официальные структуры: кто ж будет изз суммы в 100 — 150 рублей (именно таковы основные суммы платежей) ходить по инстанциям?
Среди наиболее частых вопросов клиентов фигурирует как раз пресловутый вопрос комиссии, которую многие считают грабительской. Официально эта часть платежа называется платой за «информационнотехнически услуги». Грубо говоря, это плата за то, что терминалы просто существуют. «Бизнес есть бизнес, никто ничего бесплатно делать не будет», — коротко обозначают суть проблемы владельцы терминалов. Смысл же самой комиссии в том, что помимо уже упомянутого вознаграждения от сотового оператора владелец автоматов получает еще и комиссионный процент. Те же платежные системы, которые работают с комиссией 0 %, берут просто оборотом: спрос больше там, где дешевле.
Борьба комиссионных и бескомиссионных систем сегодня в самом разгаре, и трудно предполагать, чем она завершится, особенно если учесть возможный приход на череповецкий рынок «терминальщиков» федерального масштаба. В конечном итоге, по мнению специалистов, все решит конкуренция: какая сеть будет работать удобнее и дешевле, та и выживет. И благожелательный настрой девушек из службы техподдержк тут, наверное, сыграет далеко не последнюю роль.
Андрей Ненастьев
№139(22054)
27.07.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →