31 июля 2007 года. 10:17

Любимое железо

Что такое байк­клу? В голливудских фильмах — сборище беспредельщиков и нарушителей спокойствия. В Череповце — деятельная общественная организация, участник многих городских мероприятий, организатор рок­фестивале и шеф детского дома№ 5. Об истинном значении слова «байкер» нашей газете рассказывает Сергей Кротов, президент череповецкого байк­клуб Iron Skull MC (в переводе — «Железный Череп»).
— Начнем, как говорится, с начала. Расскажи, как зародилось байк в нашем городе?

— Это нужно начинать с истории появления мотоцикла! (Смеется.) А мотоциклы в России появились давно. Так что будем говорить о клубном движении. Нашему клубу, который существует в городе, — всего второй год. А на мотоцикле я, например, езжу всю жизнь. И лет семь назад я понял, что это не просто клево, хорошо и красиво, а это нечто большее. Тогда и образовалось небольшое сообщество людей, которые не просто ездят на мотоциклах, а преследуют более глубокие цели. Начали посещать мероприятия байк­клубо в других городах. По­смотрел, пообщались. И лет через пять после того, как мы собрались, мы дошли до такой точки, что нужно организовывать клуб. Были сильные споры, ведь это такое решение принимается раз и на всю жизнь. Все­так решились. Название у нас, можно сказать, уже было. Потому что куда мы ни приезжали, сразу: ну, кто приехал? Череповец? Значит, Череп. Значит, — черепа приехали. Года через три нас все уже знали как «Череп». Мы решили это название оставить, потому что оно — как часть имени нашего города. И добавили к нему слово «Железный», чтобы, во­первы, определить направленность нашего города, то есть металлургию. Ну и железо — это мотоцикл, а черепом еще называют «голову» мотоцикла. И эмблема оттуда же возникла: часть двигателя, стилизованная под человеческую голову.

— Наверное, кроме эмблемы у клуба должен быть еще и устав?

— Есть очень жесткие внутренние правила, которые и закреплены в уставе. Есть устав и кодекс поведения. В кодексе прописаны только правила поведения, а в уставе — еще и иерархия клуба, кто какое место в нем занимает. Ну и все тонкости взаимоотношений между членами клуба, между клубом и обществом, между клубом и другими клубами.

— То есть клуб включается в некую общероссийскую иерархию клубов?

— В общемировую. МotoСlub (мото­клу) — это явление пришло, конечно, с Запада. Первые МС появились в США после войны. Их организовали люди, которые пришли с войны и не нашли применения в обществе. Эти люди пришли, а им говорят: «Вы что? Вы там воевали, неизвестно что защищали, а мы тут деньги зарабатывали»…

— В литературе их называют потерянным поколением…

— Да, потерянное поколение. То есть люди, которые боролись за свою страну, выполняли свой долг, в итоге оказались стране не нужны. И так получилось, что они сели на мотоциклы, чтобы бросить вызов этому обществу. Оттуда это все и пошло, клубы появились во всех странах. А с появлением свободы в нашей стране, так сказать, демократии — стали возможными и у нас.

— Что нужно сделать, чтобы стать постоянным членом клуба?

— Нужно отъездить с нами два года минимум, а еще мы смотрим на поведение человека, на его направленность. Потом на собрании решаем. Если человек стал членом клуба, то он имеет право носить клубную жилетку с нашей эмблемой.

— Цвета вашего клуба — черный, белый и красный. Почему вы их выбрали?

— Потому что жилетка должна быть заметна на дороге в любое время суток и как можно дальше. Чтобы сразу было видно: ага, едет такой­т клуб. И мы подумали, что эти контрастные цвета — оптимальный вариант.

— А чем еще байкер отличается от просто человека на мотоцикле?

— Байкер — это человек с совершенно другой философией и жизненными прин­ципам. Человек на мотоцикле использует его как средство передвижения, а завтра у него может появиться машина, и он на мотоцикл уже не сядет. А еще разница изначально заключена в разных целях и в разных задачах.

— Углубляясь в философию: каковы все же ее основные положения?

— Главное положение заключено в том, для чего это вообще было сделано, для чего понадобилось отделиться от общества. То есть что­т не устраивает в нашем обществе, что­т кажется несправедливым. И вот, чтобы это исправить, чтобы жить по законам, какие мы считаем справедливыми, мы создали свое общество внутри этого. У нас свои жизненные ценности. Например, если человек надел клубную жилетку, то он равный среди равных. Неважно, какой у тебя мотоцикл: советский «Урал», или дорогущий «американец», или там «японец». Сколько у тебя денег в кошельке — тоже неважно. А возьмем наше общество: чем больше денег, тем больше у тебя прав.

— А общество вас как воспринимает?

— По­разном. Допустим, обыватели. Они ведь воспитаны на американских фильмах, а в них показано то, что американцы хотят видеть: байкеры злобные и опасные. Опять же, почему? Да потому что они идут в противовес обществу и государству. А государство всегда стоит за свои интересы. Вообще, каких­т открытых конфликтов не возникало, потому что мы не настолько глупые люди, чтобы их провоцировать. А с теми членами общества, с которыми мы поддерживаем контакт, у нас отношения очень ровные и открытые: и со взрослыми людьми, и с детьми. Например, с нашим подшефным пятым детским домом.

— Кстати, как возникло это сотрудничество с детским домом?

— Почти случайно. Однажды нас по помочь собрать одежду для детей­сиро. А у многих из нас есть дети, они подрастают, и одежда оказывается не нужна. Вот мы подсобрали — одежду, игрушки и решили отвезти. Детский дом не выбирали специально, просто в пятом оказались какие­т знакомые. Приехали, пообщались. Дети оказались очень открытыми, дружелюбными и любознательными, нам с ними понравилось. Вообще, в плане каких­т материальных вещей государство их хорошо обеспечивает. Им не хватает только общения — в первую очередь, с людьми другого мировоззрения, другого круга. В этом плане они не развиты. И мы решили: надо преодолеть этот разрыв, надо посещать. Пускай дети видят, что существует разная жизнь, разные люди. Какой путь они выберут — они должны решать только сами.

— Как вы общаетесь с другими клубами, с кем поддерживаете контакт?

— Общаемся с соседями, вологодским клубом Wild Wind MC, поддерживаем плотные отношения с ярославским Black Bears MC — кстати, это один из самых крупных клубов в России, и притом довольно влиятельный. Клуб «Северный Ворон MK» из Рыбинска — тоже наши друзья. Если говорить о Питере, то это Hooligans MC и «Алко­Рейде», частые наши гости и уже друзья. Из московских клубов — AL­Kash МCC и Outlows MC. Последний, кстати — представительство калифорнийского клуба, одного из самых старых в мире. Дружбой с ними мы особенно гордимся. Есть и заграничные друзья — Ural Royko из финского города Турку.

— А правда ли, что в байк существует культ пива и вообще горячительных напитков?

— Алкоголь, конечно, имеет место в нашей культуре. Но передвижение в нетрезвом виде на мотоцикле чревато авариями, падениями. То есть возникает некое противоречие. Поэтому в уставе прописано, что передвигаться в нетрезвом виде запрещено, за это есть наказания.

— Расскажи о своих коллегах по клубу. Что они за люди?

— У нас в клубе все, в принципе, люди взрослые: лет тридцать, тридцать два. Почти у всех высшее образование, кстати, у большинства — педагогическое.

— Мне почему­т казалось, что образование у байкера должно быть техническим — автомеханик, например. Ну, чтобы понимать устройство мотоцикла.

— Что касается устройства мотоцикла — этому несложно научиться. А вот устройство своих мыслей — здесь, наверное, и помогли те институты, которые мы оканчивали. Как ты мыслишь, как ты смотришь на мир — вот что главное. А мотоцикл — это, скажем так, куча железа, которую можно изучить хоть в клубе, и это неважно. Конечно, к мотоциклам мы с уважением относимся. Но это — всего лишь любимое железо.

Алена Андреева
№139(22054)
27.07.2007

Источник: Газета «Речь»