18 июля 2007 года. 13:44

Почти гениально

Вологодскому театральному фестивалю «Голоса истории» есть что показать миру, — считают критики
О том, что маску — главный приз — получит царь Федор Иоаннович, в Вологде догадывались, похоже, все театральные критики. И хотя делать прогнозы до вручения призов на международном театральном фестивале «Голоса истории» не принято, нет­нет да и проговаривался кто­нибудь из вологодских или московских специалистов: мол, лучшим спектаклем был «Царь Федор Иоаннович» Московского государственного драматического «Ведогонь­театра».

Хвалить вологодский театральный фестиваль — это теперь модно. Именно этим и занимались члены жюри после просмотра всех конкурсных спектаклей. А было их ровно 12. Так, председатель жюри, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ Алексей Бартошевич (Москва) с немалой долей пафоса отметил, что «Голосам истории» есть что показать целому миру. С ним согласились и вологодские театроведы. А Силюнас Видмантас, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член жюри фестиваля, и вовсе после очередной пресс­конференции воскликнул: «У «Голосов истории» огромное будущее! Это и позволяет нам сейчас сказать: фестиваль заканчивается, да здравствует фестиваль!»

Однако возгласом «Да здравствует!» приветствовали отнюдь не все спектакли, показанные на девятых

«Голосах…». Не по душе вологжанам, равно как и москвичам, пришлись постановки «Электра» итальянского «Фрайес Театр Боцен» и «Царство зверя?.. Павел Первый» Таганрогского драматического театра им. А.П.Чехова «. «Меньше всего понравился, пожалуй, «Павел». Мы все ждали чего­то особенного от этого спектакля, а вышло: жил был Павел, он императором был, его убили. Зачем убили, почему убили? Якобы был он каким­то диким зверем, а не человеком…» — рассказывает член жюри Юлия Бабичева.

Главное достижение нынешних «Голосов истории» — вовсе не приглашенные именитые театры и популярные в Москве спектакли (речь идет о Романе Виктюке и его «Мастере и Маргарите»), и даже не подлинно международный характер вологодских «Голосов…». Наконец­то у фестиваля появилась своя собственная театральная концепция. Об этом с гордостью объявили журналистам члены жюри. «Был какой­то переломный момент, когда сама идея истории стала колебаться. И я помню, как однажды в сердцах сказала, что нам надо бы поменять название фестиваля, скажем, на «Голоса и истории». И пусть тогда каждый театр расскажет свою историю о разных сторонах нашей жизни. В этом году все встало на свои места. Теперь я спокойна», — отметила Юлия Бабичева. Тут же коллегу поддержал Силюнас Видмантас: «В этот раз сложилась очень четкая тема: есть «Павел Первый», есть «Царь Федор Иоаннович», есть «Василий Теркин», наконец,

«Карамазовы и ад». Все это, ни много ни мало, тема судеб России, тема, воплощенная очень серьезно».

И тем не менее, гениального спектакля на «Голосах истории» никто не увидел. «Чего не было, того не было, — отметила доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член жюри Инна Соловьева, — поэтому мы вручим не пять масок, а только четыре». На вакантное место претендовал разве что «Царь Федор Иоаннович» — «почти гениальный». За что и получил специальный грант от Федерального агентства по культуре и кинематографии. «Я счастлив за наш театр, за актеров, я рад, что спектакль все­таки попал на ваш фестиваль. И это не случайно: вологодский Софийский собор был построен во времена правления царя Ивана Грозного, а освящен во время царствования Федора Иоанновича. Поэтому наш спектакль должен был когда­нибудь состояться в стенах вашего Кремля», — уже после вручения призов, держа в руках долгожданную статуэтку в виде маски, сказал исполнитель роли царя Федора Иоанновича Павел Курочкин.

Три оставшиеся статуэтки поделили Вологодский драматический театр (спектакль «Карамазовы и ад»),

Республиканский театр белорусской драматургии («Извечная песня») и актерский состав самарского театра­центра юного зрителля «СамАрт» («Василий Теркин»).

Екатерина Дементьева
№132(22047)
18.07.2007

Источник: Газета «Речь»