11 июля 2007 года. 13:04

В Вологде проходит IХ Международный театральный фестиваль "Голоса истории"

Как сообщает газета «Вологодские новости», фестиваль ведет отсчет с 1991 года, основу его заложил известный театральный критик Александр Свободин. Александр Петрович задумал это мероприятие для развития театра в историко-архитектурной среде, разработки исторического материала, так сказать, в натурных условиях, не случайно вначале фестиваль назывался "Голоса истории великой". В афишу нынешнего, девятого фестиваля включены 13 конкурсных и внеконкурсных показов. Это больше, чем два года назад. Отбор спектаклей был открытым. Заявки на участие в фестивале представили более тридцати театров России, ближнего и дальнего зарубежья. В числе 11 иностранных претендентов были театральные труппы из США, Бельгии, Болгарии, Греции, Индии, Испании, Италии, Румынии, Словакии. Для работы в жюри "Голосов истории-2007" и в качестве "обсуждающих критиков" привлечена когорта прославленных столичных критиков-театроведов и режиссеров. Это доктор искусствоведения, завкафедрой истории зарубежного театра РАТИ А.В. Бартошевич (Москва), профессор ВГПУ Ю.В. Бабичева (Вологда), профессора Школы-студии МХТ В.Ю. Силюнас и И.Н. Соловьева (Москва). В качестве почетных гостей в Вологду приехал знаменитый кинорежиссер Марлен Хуциев, художественный руководитель Театра Современной пьесы Иосиф Райхельгауз. Билеты на все спектакли фестиваля были распроданы за неделю до начала. На пресс-конференции, предварявшей открытие фестиваля, председатель жюри А.В. Бартошевич отметил: «Фестиваль сегодня становится одним из способов существования современного театра. Это одна из немногих возможностей показать рядовому зрителю, что происходит в театральной жизни России, как в современном театре отражаются общественные и социальные процессы. Театр помогает зрителю понять себя, заглянуть в прошлое, будущее». В фестивальной афише не только спектакли на "чисто" исторические темы. По мнению Алексея Вадимовича, если постановка дает представление о каких-то закономерностях, влияющих на исторические процессы, значит, она имеет право на существование и на включение в программу фестиваля. В списке участников "Голосов истории - 2007" немало столичных коллективов. Это Московский театр "ОКОЛО" дома Станиславского с абсурдистским спектаклем "Где тут про воскресение Лазаря?", молодая труппа Государственного театра Наций из Москвы со спектаклем "Снегири" по мотивам произведений В. Астафьева. Московский государственный драматический "Ведогонь-театр" показал исторический спектакль "Царь Федор Иоаннович", а гостем в этом году стал театр Романа Виктюка с версией "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Самарский театр-центр юного зрителя "СамАрт" привез "Василия Теркина", Нижегородский государственный ТЮЗ - спектакль по Горькому "Последние", Таганрогский драмтеатр им. Чехова - сценическую версию пьесы Д. Мережковского "Царство зверя?" Павел Первый", осуществленную режиссером Г. Кавтарадзе. Из национальной драматургии в афише - фольк-опера Республиканского театра белорусской драматургии "Извечная песня" (Минск) по произведениям классика белоруссской поэзии Янки Купалы; Калмыцкий республиканский ТЮЗ "Джангар" (Элиста) показал чудесный юношеский спектакль "Араш". Из большого числа зарубежных спектаклей выбор пал на работу итальянского театра "Фрайес Театр Боцен" из г. Больцано в постановке Габриэле Лангес "Электра". Первым на подмостки фестиваля 6 июля вышел Вологодский драматический театр со спектаклем "Карамазовы и ад" по пьесе Н. Климонтовича. Это первый для режиссера-постановщика и художественного руководителя театра З.А. Нанобашвили опыт работы в Кремле. Весьма необычно оформление сцены, осущественное художником Е. Сенатовой: остов огромного усадебного дома, на фронтоне барельеф Фемиды-русалки с отрубленной головой. Нижняя часть - обгоревший подвал, в нем живет "незаконный" Смердяков (артист Д. Мельников)... Средняя часть - жилые покои, в центре - гроб с телом убиенного папаши Карамазова. Вот вокруг этого гроба и идет в течение двух часов разбирательство: кто убил?.. Но главное не оно, а вопросы о вере и безверии, об истинном и мнимом, о боге и свободе человека. На следующий день в Пятницкой башне кремля Вологодский театр для детей и молодежи показал "Бег Булгакова. Восемь снов" (по традиции, оба наших театра на фестивале представили премьерные работы). Перед зрителями на фоне огромного "колеса истории" мелькали Таврия, Константинополь, Париж... Режиссер-постановщик Борис Гранатов развернул перед зрителями историческое полотно сценической версии по мотивам произведений Михаила Булгакова. И снова извечные вопросы - влияние истории на человеческие судьбы, дружба, предательство, любовь к Родине, разрываемой гражданской войной, и тоска по ней. Главный лирический герой пьесы Сергей Голубков (С. Вихрев) видит сны, в которых все происходит на стыке реальности и мечты. Открывая фестиваль, А.В. Бартошевич пожелал: "Не мешал бы шум дождя..." К сожалению, практически все спектакли нынешнего фестиваля сопровождаются шумом дождя, но интерес зрителей не ослабевает.

Источник: Администрация г. Вологды