Рецепт на здоровье: новый проект в сфере здравоохранения Череповца
19 мая правительство Российской Федерации дало старт очередному эксперименту, имя которому «пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения». Вологодская область попала в небольшое число регионов, где будут реализоваться все пять направлений этого проекта. Под такое благое начинание предусмотрено дополнительное финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). В самой области лишь несколько медицинских учреждений попали в пилотный проект — среди них поликлиника № 7 в Череповце.
Об ожиданиях медиков и об опасениях пациентов в интервью нашему корреспонденту рассказал главный врач «семерки», а с недавних пор еще и депутат городской Думы Павел Дмитриев. — Павел Яковлевич, то направление пилотного проекта, в котором участвует поликлиника № 7, звучит не очень понятно. Что же скрывается за формулировкой «Подушевое финансирование амбулаторнополиклинических учреждений с элементами частичного аккумулирования средств на уровне амбулаторнополиклинического учреждения (частичное фондодержание)»?
— На самом деле за этим названием скрывается интереснейшее направление проекта. Три медицинских учреждения области будут над этим работать — это поликлиника № 2 города Вологды, поликлиника № 7 города Череповца, поликлиника Шекснинской центральной районной больницы. Еще в проект просится Грязовец. Принцип вот в чем: сейчас врач «заинтересован» в больных пациентах. Чем чаще к нему ходят на прием, тем больше у него зарплата. Частичное фондодержание, наоборот, предполагает прямую заинтересованность врача в здоровых пациентах. То есть речь идет о повышении качества медицинского обслуживания. И здесь на первый план выходит фигура участкового врача. По замыслу проекта именно на нем будет лежать вся ответственность за пациента — от момента обращения в поликлинику до момента полного выздоровления. Плюс направление по профилактике заболеваний.
— А сейчас разве не так?
— Не совсем. Например, у нас существуют два способа попасть к узкому специалисту — либо по направлению участкового врача, либо по собственной воле пациента, то есть сам себе человек «назначает» консультацию. При этом, что греха таить, иногда терапевт отправит больного к окулисту и забудет про него. Какие назначения сделал окулист и как они согласуются с теми лекарствами, что назначит эндокринолог, неизвестно. Теперь, в рамках пилотного проекта, все направления и к специалистам, и на анализы будет делать только участковый врач. Причем он не пациента будет консультировать у узкого специалиста, а себя самого. Чтобы потом сделать правильные назначения и отвечать за конечный результат лечения. Под такой ответственностью участкового врача лежит серьезная материальная база. Под «подушевым финансированием» подразумевается некая конкретная сумма на лечение конкретного пациента. Сумма эта целиком передается участковому врачу. А дальше он уже «расплачивается» и с узкими специалистами за консультацию, и с лабораторией за анализы.
— Такая схема кажется довольно громоздкой. Павел Яковлевич, скажите главное, пациентам станет лучше или хуже?
— Сложно только на первый взгляд. Я убежден, что принцип правильный, и пациенты от этого только выиграют. Вопервых, мы уйдем от «диспетчеризма», когда участковый врач сидит и только переправляет людей в другие кабинеты. Глаз болит — иди к окулисту, живот болит — иди к хирургу, голова болит — иди к неврологу и так далее. Когда участковый терапевт или педиатр будет понимать, что за каждую консультацию узкого специалиста он будет «платить», условно говоря, из «своего кармана», он уже не будет отправлять к лору с банальным насморком — сам вылечит. И у лора появится время на тяжелых больных.
Вовторых, по прогнозам, резко снизится количество неоправданных анализов. К сожалению, нужно признать, что сейчас часто назначают те или иные анализы не по необходимости, а по привычке или «на всякий случай». Для поликлиники это немалые траты на лабораторные исследования, а для пациентов долгие часы в очередях.
Втретьих, врач заинтересован, чтобы пациент и вовсе не болел. А значит, гораздо больше внимания будет уделяться профилактике и прививкам.
— А не случится так, что из соображений экономии участковый врач не сделает даже необходимых анализов и не отправит на действительно нужную консультацию к специалисту?
— Практически исключено. Тут есть несколько страховочных механизмов. Никто не отменяет медицинские стандарты качества, где все четко прописано, и те назначения, которые должны быть сделаны при данном заболевании, будут сделаны обязательно. Мы говорим лишь о том, что надо убрать излишнее. Кроме того, существуют критерии качества работы врача. Там много пунктов — в том числе количество обращений в «Скорую помощь», количество госпитализированных пациентов, количество людей, получивших инвалидность. Все это вполне конкретные показатели для каждого участка, естественно, чем они ниже, тем лучше работает участковый врач, тем больше у него будет зарплата. Вот и получается прямая заинтересованность именно в конечном результате лечения. При этом у участкового врача появляется большой стимул к самообразованию, к профессиональному росту. Вы посмотрите на сельских фельдшеров. Им не на кого надеяться, а жизнь их заставляет и стоматологами, и акушерами, и бог знает кем еще поработать. Я не говорю, что участковый должен заменить всех специалистов разом. Но он должен быть Врачом с большой буквы, в определенном смысле широким специалистом.
— Мы пока говорим о пилотном проекте, результаты внедрения которого уже скоро ощутят на себе пациенты поликлиники № 7. А как будет выглядеть более отдаленная перспектива, если это самое подушевое финансирование приживется в отечественной медицине?
— Очень просто. Пациент будет голосовать рублем. На каждого человека из ФОМС (Фонда обязательного медицинского страхования) будет выделяться некая сумма денег. Этими деньгами и будет управлять участковый врач. Теперь представим, что пациенту доктор не нравится! Причина может быть любая — закрались сомнения в профессионализме или личная антипатия — это не так важно. Важно, что человек уходит к другому врачу, а вместе с ним уходят и деньги. И это не значит, что на какойто участок разом придет тысяча человек. Но это значит, что тысяча человек высказала этому конкретному доктору свое доверие. А он уж постарается, чтобы они поменьше болели. Или вот другой пример из жизни — бабушка сидит на лавочке, а доктор мимо прошел и не поздоровался. Ей не столько медицинская помощь нужна, сколько пять минут внимания. Вот разволнуется пожилой человек — пойдет домой да вызовет «скорую». И уже врачам неотложки придется послушать и про невежливого участкового доктора, и про маленькую пенсию. И смешно, и грустно. Это жизнь. А вот когда будут введены взаиморасчеты между лечебными учреждениями, тогда станция «Скорой помощи» выставит поликлинике счет за такой вызов.
— Павел Яковлевич, что делать с «популярными» в народе участковыми понятно — награждать и премировать. А что вы, как главврач, будете делать с «неудачниками»?
— Естественно, я просто обязан буду задать ряд вопросов: «Доктор, что же от вас все пациенты разбежались? Может, надо подучиться, постажироваться? Может, литературу почитать? А может, просто нужно чуть повежливее разговаривать и почаще улыбаться?» Кто не сможет работать в новых условиях, просто уйдет. Мы сейчас вырвались из кадровой ямы. Штат укомплектован. Думаю, по мере того как будут расти зарплата и престиж профессии, мы начнем набирать врачей по конкурсу.
— Перспективы вдохновляют. Но если вернуться в день сегодняшний, насколько участие в проекте сложно для вашей поликлиники?
— Участие в пилотном проекте — это скорее почетно и интересно, чем сложно. Наши пациенты уже год как ощущают на себе все плюсы компьютеризации. Нам практически удалось избавиться от очередей в регистратуре. На прием можно записаться по телефону, а благодаря специальной программе врачи избавлены от необходимости заполнять бесконечные бланки и бумажки. Так что с технической стороны мы включились в проект почти безболезненно. Проект рассчитан до 2008 года, но я думаю, о предварительных итогах можно будет говорить уже в июлеавгусте.
— И последний вопрос: продумана ли система «обратной связи»? Пока пациент рублем не голосует, как будете узнавать его мнение о качестве услуг в поликлинике?
— Какихто специальных анкет пока нет. Потребуется — разработаем. Но у нас, как и везде, есть книга жалоб и предложений. У тех, кто хоть чутьчуть знаком с компьютером, есть сайт. Мы гордимся тем, что седьмая поликлиника первой среди всех муниципальных медицинских учреждений Вологодской области обзавелась своим интернетресурсом. Пользуясь случаем, всех приглашаю зайти, познакомиться и оставить свой отзыв — www.сliniсa7.ru.
Ирина Малинина
№109(22024)
15.06.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

