14 июня 2007 года. 09:03

«Мертвые души» по-­череповецки

Николай Васильевич Гоголь написал действительно великое произведение. Сколько лет прошло с выхода в свет его «Мертвых душ», а сюжет поэмы в различных вариациях повторяется. Очередная его интерпретация случилась и в XXI веке в Череповце. Правда, для всех главных действующих лиц сюжет этот еще не исчерпан.
В начале апреля депутат Череповецкой городской Думы Андрей Подволоцкий получил письменное обращение от жительницы Ленинградской области Татьяны Щ. Ее покойная мать до выхода на пенсию работала на швейной фабрике «Рассвет» и, когда фабрика приватизировалась, получила энное количество акций. Но сам «Рассвет» очень скоро обанкротился, поэтому судьба этих «ценных бумаг» ни пенсионерку, ни ее дочь особо не волновала. Татьяна Щ. после смерти матери даже не стала переоформлять их на себя. Но когда летом прошлого года побывала в Череповце и увидела своими глазами огромный торговый комплекс «Рассвет», подумала, что это бывшая швейная фабрика изменила профиль деятельности и наконец­то встала на ноги. А значит, есть смысл вступить в права на полузабытые акции. За ними Татьяна Щ., через своих знакомых, обратилась в череповецкий филиал архангельского регистратора — некоммерческого партнерства «Первая судоходная регистрационная компания», которая занималась и, судя по отчетности, «Первой судоходной…», до сих пор занимается реестром владельцев акций ОАО «Рассвет».

И вот каким был ответ: «…работники череповецкого филиала «Первой судоходной регистрационной компании» и лично директор филиала Соколов Игорь Борисович утверждают, что АО «Рассвет» ликвидировано еще в 2003 году, здание продано, и универмаг «Рассвет» не имеет никакого отношения к АО «Рассвет». Соколов И.Б. сказал, что не стоит и деньги зря нотариусу платить за запрос об акциях, все равно уже акций нет», — пишет депутату Подволоцкому Татьяна Щ.

И это чистая правда: ОАО «Череповецкая швейная фабрика «Рассвет» вот уже несколько лет как обанкротилось и ликвидировано, что документально зафиксировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но правда и другое: по регулярным отчетам, которые «Первая судоходная…» предоставляет в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), ОАО «Рассвет» «живет и здравствует». И это является грубейшим нарушением закона, по­скольку все регистраторы, включая «Первую судоходную…», должны ежеквартально уведомлять ФСФР о ведении ими реестров исключительно действующих акционерных обществ.

Профессиональный и опытный юрист, депутат Подволоцкий провел собственное интернет­расследование и выяснил, что случай с «Рассветом» не единичный. Только на Вологодчине таких «мертвых душ», числящихся за «Первой судоходной…» в лице ее вологодского и череповецкого филиалов, набралось аж 14!

Перечислим некоторые из них:

ЗАО «Бабаеводорстрой» (ликвидировано 09.04.2003 г.),

ОАО «Лесдок» (ликвидировано 22.03.2004 г.),

ЗАО «Харовскдорстрой» (ликвидировано 21.02.2005 г.),

ОАО «Политотделец» (ликвидировано 28.06.2006 г.) и др.

Но зачем идти на такой подлог? — задастся резонным вопросом неискушенный читатель. На подлог, чреватый серьезными неприятностями, вплоть до лишения лицензии на право вести реестры акционеров, добавим мы.

Между тем резоны есть. По закону, чтобы иметь это право, любой регистратор обязан вести не менее 50 реестров владельцев ценных бумаг с числом акционеров более 500 в каждом. Видимо, дела у «Первой судоходной…» в последние годы складывались не лучшим образом, вот руководители компании и уподобились незабвенному Павлу Ивановичу Чичикову: продолжали отчитываться о «мертвых душах», как о живых, иначе — прощай, лицензия!

А проблемы с лицензией у «Первой судоходной…» уже возникли. Андрей Подволоцкий направил депутатский запрос на имя руководителя регионального отделения ФСФР России в Северо­Западном федеральном округе Павла Иванова, приложив к нему список «мертвых душ» и попросив проверить регистратора на предмет соответствия лицензионным требованиям. Вскоре он получил ответ: проверка прошла, факты, приведенные депутатом, подтвердились, «регистратору направлено предписание об устранении нарушений требований законодательства». В какой срок «Первая судоходная…» намерена их устранить, «Речь» решила узнать, что называется, из первых уст. И вот какой «замечательный» телефонный диалог у нас состоялся с уже упоминавшимся Игорем Борисовичем Соколовым, директором череповецкого филиала «Первой судоходной…».

— Здравствуйте, Игорь Борисович! У нашей газеты есть информация, что вам вынесено преду­преждение за несоблюдение требований лицензии. Мы хотели бы получить у вас комментарий…

— У вас есть информация, у меня ничего нет.

— То есть не было никакого предупреждения?

— А вы­то откуда узнали?

— Из своих источников.

— Ну вот вы источники и создаете.

— Секундочку: вы хотите сказать, что не было никаких преду­преждений, не было никаких нарушений?

— Нарушений нет, никогда не бывало. И не бывает.

Как говорится, конец связи.

Но не нашему любопытству.

Уважаемый Игорь Борисович! Хоть вы и утверждаете, что ваша компания никогда не допускала «никаких нарушений» и не получала «никаких предупреждений», факты, подтвержденные имеющимися в редакции документами, свидетельствуют об обратном. Поэтому позвольте задать вам со страниц «Речи» вопросы, ответы на которые мы рассчитывали получить при личной встрече.

1. В какой срок вашей организации предписано устранить выявленные нарушения требований законодательства по лицензированию?

2. Если в эти сроки лицензионные требования не будут выполнены и лицензия будет приостановлена или аннулирована, как это отразится на деятельности предприятий города Череповца и Вологодской области, ведущих реестры в «Первой судоходной…»? Как это отразится на акционерах этих обществ, ведь вы не можете не знать, что согласно законодательству в этом случае все операции по всем реестрам должны быть приостановлены?

3. С какой целью регистратор предоставляет ложную информацию в контролирующий государственный орган и какова ваша позиция по данному вопросу?

4. Проинформировали ли вы директоров акционерных обществ, ведущих у вас реестры, о возникших у регистратора проблемах и получении предписания ФСФР?

Игорь Борисович, «Речь» и ее читатели очень хотят, чтобы вы предоставили подробную и обстоятельную информацию по этим вопросам. Наверняка она заинтересует руководителей и акционеров предприятий, которые ваша компания продолжает обслуживать. Ряд из них, к примеру, ЗАО «Малечкино», ОАО «Дорсантехстрой», ОАО «Такси­сервис», ОАО «Автоколонна № 1504», имеют важное значение в жизни и экономике города. Их судьба и судьба других предприятий не безразлична городу, горожанам и череповецким властям. На ваши ответы, несомненно, обратит внимание и территориальное управление Росимущества по Вологодской области, передавшее вам ведение реестра акционеров ОАО «Племпредприятие «Череповецкое», 100 % акций которого принадлежит государству.

Комментирует зам. председателя Череповецкой городской Думы Андрей ПОДВОЛОЦКИЙ:

— Конечно, меня обеспокоила эта ситуация: как депутата, как юриста. У всех еще на слуху недавняя попытка рейдерского захвата ЗАО «Универмаг «Юбилейный», когда у него вдруг появились новые «собственники». Знаете, было очень обидно, когда коллектив обращался за помощью к городским властям, а мы ничем уже помочь не могли, поскольку спор собственников мог разрешить только арбитражный суд. И таких историй, только с менее благополучным исходом, сегодня по России — сотни, если не тысячи. Рейдеры сейчас активно осваивают провинцию. Противостоять им, равно как и предотвращать возможные корпоративные конфликты (он тоже на руку рейдерам), можно и нужно через строгое соблюдение законодательства. В данном случае независимыми лицензированными регистраторами, ведущими реестр акционеров. Честность, неподкупность и доброе имя регистратора — залог безопасности его клиентов. Помните, как у Козьмы Пруткова: «Единожды солгав — кто тебе поверит?» Меня лично в этой истории поразило не столько беззастенчивое и наглое нарушение законодательства регистратором (его интерес как раз понятен), сколько благодушие его череповецких клиентов. Ведь вся информация, предоставленная мной в региональное отделение ФСФР, находится в свободном доступе в интернете, и получить ее не составляет труда, потратив 30 — 40 минут рабочего времени. Достаточно просто сопоставить данные регист­раторов и данные Федеральной налоговой службы. Почему этого не сделали руководители череповецких предприятий? Понятно, что в Санкт­Петербурге, а тем более в Москве, мало кто слышал о ликвидации «Рассвета» или «Политотдельца», но для череповчан это давно не новость! Неужели не возникло вопросов к своему регистратору?

Сергей Комлев
№108(22023)
14.06.2007

Источник: Газета «Речь»