14 июня 2007 года. 09:03

Мужчина, которого поют: поэт-­песенник Александр Шаганов борется «Тучами» против «муси­пуси»

«Сам я человек не очень известный, зато мои песни знают все, кто родился в нашей стране». Поэт­песенник, а ныне еще и певец Александр Шаганов не преувеличивает. Встретить в России человека, не знающего написанные для групп «Любэ», «Иванушки» и «Рондо», тексты сложнее, чем инопланетянина.
Песни соавтора композитора Игоря Матвиенко, сочинившего «Атас» и «Не валяй дурака, Америка», поют от «южных морей до полярных широт». Закавыченная фраза выдернута из сочиненного Шагановым варианта гимна России. Поэт рассказал «Речи» о том, как соревновался с самим Сергеем Михалковым, грозил США, чтобы понравиться любимой девушке, и приписал к «комбату» букву «ё», чем купил всех военных страны.

— Скажите, что послужило толчком к созданию группы «Атас»? Я так понимаю, вы поете песни, тексты которых сочинены вами…

— В нашем сегодняшнем составе мы находимся уже лет десять. Хорошие, недорогие артисты, как я называю нашу группу. Создана она была, чтобы пропагандировать песни, которые я сочинил и которые исполняются другими певцами. Песни, они, как дети, за ними нужен глаз да глаз. Когда я сочиняю очередной текст, ставлю себе задачу — чтобы будущая песня людям пригодилась, помогала в чем­то. Сейчас ведь на эстраде больше такой музыки, которую включают фоном, чтобы общению не мешала.

— На новом альбоме «Любэ» почти нет песен на ваши тексты. Неужели легендарный дуэт Матвиенко — Шаганов, которому уже 18 лет, распался?

— Да нет, что вы. Буквально вчера созванивался с Игорем, где­то на побережье в Италии я его нашел. Написали мы с ним совсем недавно новую песню для «Иванушек». Называется «Ты знаешь, не могу без тебя». Такая песня для девичьих сердец.

— Пару вопросов по конкретным песням. Почему в суперхите «Девчонка­девчоночка» Женя Бело­усов поет: «Я за ночь с тобой отдам все на свете», а «Иванушки» спустя лет десять: «За любовь твою отдам все на свете». Казалось бы, в белоусовские времена нравы построже были…

— Когда я писал эту песню, мы были молодые и дерзкие. «Девчонка­девчоночка» изначально задумывалась как стилизация под народную песню. Многие до сих пор думают, что это городской фольклор. «За ночь отдам все на свете» — это очень по­юношески, наотмашь. Когда появилась идея с «Иванушками», мы повзрослели, стали мудрее, оба сделались папами и решили сгладить углы: «За любовь отдам все на свете». «За ночь» — как­то очень сексуально и призывно, что ли.

— Как вы полагаете, сегодня, когда тексты в поп­музыке не идут дальше «муси­пуси», песня с философским содержанием вроде «Тучи» могла бы выстрелить?

— Уверен, что она обязательно была бы услышана. Таких песен сейчас очень не хватает. Современный артист совсем стал походить на официанта — высокооплачиваемого, холеного, но «поди­принеси». А люди до сих пор ждут от артиста исповедальности.

— Песня «Не валяй дурака, Америка» появилась в аккурат тогда, когда только­только американцы и русские раздумали забрасывать друг дружку ядерными бомбами. До сих пор непонятно, с вашей стороны это было шуткой, стебом или серьезным ультиматумом?

— Конечно, шутка. Я тогда дружил с девчонкой, она училась на филолога в МГУ. Я ухаживал, она взаимности не проявляла. И вот однажды мне пришла в голову фраза: «Не валяй дурака, Америка». Я ей позвонил, похвастался. Она в ответ: «Ух ты, как здорово». Написать по­хорошему веселую озорную песню очень тяжело. Эта песня до сих пор моя любимая. Но все мы стареем, окисляемся. Сейчас у ребят из «Любэ» столь высокий статус доверия, что шутить безоглядно, как в юности, они да и я тоже, как автор, уже не можем. Хотя, думаю, не мешало бы нам вернуться к этой здоровой самоиронии. Во всяком случае, я готов предоставить такие тексты.

— Продолжим военную тему: одно место из песни «Комбат» в свое время вызывало много споров. Словом «комбат­ё» что хотели сказать?

— Эта песня­озарение. От тебя, автора, в этот момент мало что зависит — вдохновение диктует строку. В одном интервью генерал Лебедь, я помню, назвал «Комбат» любимой песней и сказал так: «Мне, как боевому человеку, не нужно объяснять, что такое «ё­комбат».

— Я слышал, вы в свое время написали гимн России, слова на музыку Александрова. Проиграть мэтру Сергею Михалкову, думаю, не было обидно.

— Поучаствовать в конкурсе мне предложила Александра Буратаева, с которой мы дружны. Вместе с Петром Синявским, детским поэтом, мы придумали стихи гимна, я передал его Саше. И она передала куда нужно. Вскоре в моей квартире раздался звонок — звонили из администрации президента, заместитель Волошина. Меня пригласили в кабинет, сказали, что комиссия выбирает лишь между двумя вариантами, моим и Сергея Михалкова. В результате, как вы знаете, победил не я, но обиды с моей стороны никакой нет. Я очень рад, что принимал участие в таком конкурсе.

— Михалковский вариант во многом повторяет советский. Ваш, как я знаю, совершенно новый текст. Не вспомните, что у вас вместо «Славься, Отечество»?

(Вспоминает, а потом поет.)

— Родина вольная,

Родина светлая,

С южных морей

до полярных широт…

Еще что­то в таком же духе. Не помню уже.

Сергей Виноградов
№108(22023)
14.06.2007

Источник: Газета «Речь»