А мы и не знаем: питерцы решили установить в Череповце памятник Башлачеву
Недавно созданный в СанктПетербурге «Фонд Александра Башлачева» приступил к масштабной акции. Первый концерт в длинной череде мероприятий, посвященных 47му дню рождения поэта, состоялся вчера в Северной столице. Главной целью акции является сбор пожертвований на установку памятника Башлачеву на его родине, в Череповце.
Обо всем позаботился фонд, все учел: дал рекламу в СМИ, заручился поддержкой Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Гарика Сукачева и прочих икон русского рока. Только об одном захваченные мечтой о будущем бронзовом изваянии позабыли — поставить в известность череповчан и родных Александра Башлачева.
Об увековечении памяти Башлачева в родном Череповце задумались сразу после смерти поэта в 1988 году. Инициаторами были знакомые погибшего барда и почитатели его творчества. «Даже мемориальная доска была оперативно подготовлена: на ней не было фотографии, только надпись — здесь жил поэт Александр Башлачев. Я повсюду обращался за разрешением — естественно, наши партийные власти мне его не дали», — рассказал «Речи» череповчанин Сергей Смирнов, близкий друг поэта. Неугомонность Сергея принесла плоды лишь спустя десять лет — благодаря помощи поклонника творчества СашБаша Сергея Мухина из Твери на доме поэта (улица Милютина) всетаки появилась мемориальная доска. Наученные горьким опытом конца 80х, на сей раз действовали почти диверсионным образом. Горожанам доска понравилась, да и власть была уже не та, флюгер ее взглядов показывал в либеральную сторону. Задним числом мемориальный прямоугольник попал под крыло мэрии.
Инициатива с установкой памятника, подобная нынешней, далеко не первая. Бывало и раньше — деньги собирали, митинговали, писали в органы и учреждения. Сестра поэта Елена Башлачева с немалой долей сомнения относится к тому, что начинания фонда имени ее брата принесут реальные результаты: «Разговоров с нами по поводу памятника не велось. С матерью однажды говорили по этому поводу, но эта беседа носила явно несерьезный характер. У меня к фонду отношение двойственное — я не совсем понимаю, чего хочет его руководитель. Мы к этим людям отношения никакого не имеем. Программа фонда, которую он представил в прошлом году, нас не устроила. И то, что он повсюду называет себя какимто официальным представителем, это неправда. Но сделать мы ничего не можем — в таких делах все зависит от порядочности человека».
Пока на собранные первым концертом средства и бронзовой буковки для памятника не выкупишь. Однако фонду не помешало бы уже сейчас заявить о своих намерениях череповецкому руководству. По словам заместителя мэра города Алексея Акишина, в комиссию по увековечению памяти никаких заявлений по поводу памятника Александру Башлачеву не поступало. Между тем процедура получения разрешения на установку такого объекта достаточно сложна и продолжительна. Сперва с предложением об увековечении памяти в городскую Думу должна выйти инициативная группа численностью не менее тысячи человек. За этим, думается, дело не станет. С другим пунктом тоже проблем не возникнет — «ходатайства рассматриваются городской Думой не ранее чем через пять лет после кончины увековечиваемого лица». В следующем году исполнится 20 лет, как Александра Башлачева не стало. Сбор исторического обоснования будущего памятника и «признанных достижений» потребует времени и усилий, но обязательно закончится положительно. Все вышеперечисленные действия тяжелы, но исполнимы. А вот пункт о финансировании может стать камнем преткновения. По самым приблизительным подсчетам, создание и установка памятника потребуют не менее миллиона рублей. Сколько же концертов нужно провести, если билет на каждый обходится зрителю в 200 рублей. Задачка из учебника по арифметике.
Акция «Памятник Башлачеву» едва шагнула со стартовой линии, а в городе уже обсуждают, где его установить: у дома ли родителей, у старого ли Дворца культуры на Советском пр., где выступала группа «РокСентябрь». К сожалению, подобно Анне Ахматовой, поэтического завещания по поводу памятника Александр не оставил. Сергей Смирнов после нашего вопроса взяв два часа на размышление, выдвинул по их истечению собственное предложение: «Было бы неплохо установить памятник на Соборной горке. Там есть место, неформально оно называется мысом Башлачева, где мы с друзьями собирались, и он исполнял для нас свои песни. Это на пригорке, если идти вверх от Афанасия и Феодосия. Место хорошее, облагороженное, там и сейчас молодежь собирается. Университет недалеко, бюст Рубцову рядом. Лучше не придумаешь».
Сергей Виноградов
№104(22019)
07.06.2007
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →

