10 мая 2007 года. 10:36

Немцам — немого «Шамана»

Транс­театр проехался по Европе со скоростью 200 километров в час
«В мире скоростей, технического прогресса, компьютерных программ и размытых нравственных критериев человек чувствует себя одиноким и потерянным», — такой преамбулой к спектаклю «Шаман», переведенной на немецкий язык, Транс­театр открыл гастроли в немецком Дрездене. На первом спектакле зал едва был заполнен наполовину, перед вторым кассы ломились от желающих увидеть череповецкое чудо. Страдающих от прогресса и одиночест­ва, сытости и размеренности в успешной Европе оказалось куда больше, чем можно было предположить.

Информацию о международном фестивале «Неделя танца в Дрездене», приуроченном к 800­летию города, руководитель, а заодно и идеолог театра Александр Русанов нашел в интернете. На кодовое словосочетание «танцевальный форум», набранное латиницей, компьютерная паутина реагировала гигантским перечнем фестивалей по всему миру. Требования дрезденской «Недели…» показались Транс­театру самыми приемлемыми — никакими взносами организаторы участников не обременяли, зато обеспечивали кровом и пищей. Посланная в Германию видеокассета с «Шаманом» уверенно прошла отбор жюри. Получив приглашение, пятеро «трансов», четыре артиста и руководитель, отправились покорять старую Европу.

Дабы гости не заблудились, а быть может, в целях экономии череповчан поселили в том самом «Социальном театре», в котором им предстояло дать два представления. «Сидишь дома», спустился на этаж — уже «на работе». Посмотреть в щелочку занавеса на публику за несколько минут до начала представления артисту всегда интересно, а за границей тем более. В Дрездене щелочка «транслировала» необычайную картину. Труппа Транс­театра, уже более десяти лет работающая в жанре немого спектакля, привыкла к тому, что на представления приходят преимущественно женщины среднего и старшего возраста. В России этот контингент — основной потребитель любого культурного продукта. В Германии, напротив, театральный зритель носит усы, мужскую фамилию и пиву с сосисками предпочитает спектакль с идеей. «Мне показалось, что на Западе вообще кризис идей, в танце в том числе, — рассказывает Александр Русанов. — Что они танцуют? Например, выходит пара: мужчина — авангардный танцор, женщина — балерина. Движениями демонстрируют, какие они разные и как им трудно быть вместе. Вот и вся проблема, которую они затрагивают. Если же вы имеете смелость поставить не абстрактный танец, а донести со сцены серьезную философскую мысль, внимание вам обеспечено».

После первого спектакля у Транс­театра появились поклонники. Подходили, признавались в любви, брали визитки и автографы. Хорошее о себе довелось не только услышать, но и прочитать. Коллега, участник того же фестиваля, знаменитый английский танцор Энди Дэвенпорт (который, хотя ему и за восемьдесят, великолепно двигается) прислал Транс­театру письмо. В нем он назвал «Шаман» лучшим спектаклем «Недели…» и сравнил с машиной, которая может двигаться со скоростью 200 километров в час, тогда как другим не дано преодолеть шестидесяти. «Если бы я в детстве в своей деревне увидел «Шамана», я бы запомнил его на всю жизнь», — пишет Энди и в постскриптуме, буде череповчане окажутся в Бирмингеме, милости просит на чай.

Немногочисленные выходные актеры посвящали прогулкам и экскурсиям. Кроме уникальных строений, королев­ского дворца и церкви трех королей, они увидели уток на улице и рыб в фонтане, куропаток в клумбах и лису на мостовой, кристальную чистоту повсюду и город, населенный благожелательными людьми, готовыми в любой момент, плюнув на свои дела, сделаться добровольными комментаторами карты Дрездена для заблудившегося гостя. При этом так и не получилось увидеть ни «Мадонну» Рафаэля в местном музее (билеты дорогие — 10 евро), а также ни одного плачущего ребенка и пьяного взрослого. «Будете уезжать, оставьте ключ в дверях», — сообщили доверчивые хозяева еще при заселении. Зато теперь в нашем театре знают, где искать ключи от европейской сцены — предложения о сотрудничестве русановской труппе сделаны и уже рассматриваются. А пока Транс­театр, вернувшись в Череповец, обратился к прерванным репетициям спектакля «Новый Диоген», премьера которого намечена на ноябрь.

Сергей Виноградов
№84(21999)
10.05.2007

Источник: Газета «Речь»