16 апреля 2007 года. 10:33

«Мы не куклы бессловесные…»

Единственный кукольный театр Череповца «Золотой ключик» отметит 50­-летие праздничным концертом
В Череповце настолько мало творческих коллективов с таким впечатляющим возрастом, что возле афиши юбилейного вечера театра останавливались: «Сколько­сколько?»

Летопись «Золотого ключика» прежде всего свидетельствует о роли личности в истории. И личность эта — Надежда Ефимова, основатель театра. «В 1957 году мой муж получил юридическое образование и из Вологды был переведен в Череповец, — рассказывает Надежда Александровна. — Я, как ниточка за иголочкой, конечно, отправилась за ним. В Вологде работала актрисой в кукольном театре «Теремок», хотела и дальше трудиться на этом поприще. Но как быть, здесь ведь не было театра?» «Золотой ключик» попал в руки Надежды Ефимовой не от черепахи Тортиллы, а от череповецкого горкома. «Нет театра, правда. А вы возьмите и сами создайте», — сказали за дубовыми дверями. Послушалась — взялась и создала. Походила по школам, набрала детей, очаровала новым делом и взрослых. Первое время крохотный коллектив располагала в каморке Дворца строителей, предназначенной едва ли не для технических целей. Потом, впрочем, удалось переехать на второй этаж, где в условиях творческого общежития ютился не один десяток коллективов. Главное в кукольном театре, как ни странно, люди. Зато куклы занимают почетное второе место. Персонажей для первого спектакля «Гусенок» (сегодня заглавный герой — символ театра) делали сами, благо по сюжету их было всего четверо. Поролон, бумага, ткань… вот и вышел человечек. Сегодня, спустя четыре десятка лет, — театр прошел сквозь них с высоко поднятой головой, был известен по всей Вологодчине, заказывал кукол у лучших мастеров Москвы и Ленинграда (специальные куклы для детей, облегченные), едва не получил персональное здание на одной из центральных улиц города, а еще и разражался тремя­четырьмя премьерами в год, которые посещали первые лица города и области, — сегодня коллектив снова самостоятельно клеит, шьет, а чаще капитально ремонтирует свои старые куклы. «Художник может наделить куклу характером, отпечатать в лице эмоции, мы этого сделать не в состоянии, — говорит нынешний главный режиссер «Золотого ключика» Людмила Арефьева, которая пришла в театр в пятом классе. — Наш заяц — это просто заяц, и все». По правилам кукольного театра тряпичный персонаж — одноразового использования и играет в своей жизни лишь одну роль, а после изъятия спектакля из репертуара навсегда зависает на гвозде. В «Золотом ключике» — понятное дело, не от хорошей жизни — имеются свои примы, которые вкалывают за десятерых. Сегодня эта девчушка 1971 года «рождения», с удивлением смотрящая на мир глазами­пуговицами, — принцесса, завтра — Аленка. На по­трескавшейся ткани в области лица застыли морщины времени. Послезавтра, вероятно, сгодится лишь как Баба Яга. Причина редкого пополнения не только в финансах — искусство создания кукол в стране практически утеряно. По словам Людмилы Арефьевой, с талантом мастерить куклы можно только родиться. «У нас занимается девочка, Алена Козлова, она делает кукол из мусора — пакетики разные, камушки. Ей всего восемь лет и пока это лишь поделки, но уже видно, что у нее очень интересное мышление. Ждем и надеемся, что в Череповце подрастет свой мастер».

С пополнением живого состава театра проблем никогда не было. Появление компьютеров, которые позволяют нажатием пары клавиш заставить героя преодолевать многокилобайтные расстояния, почти не повлияло на интерес череповецкой детворы к ручным Петрушкам и Буратино. Практически все пятьдесят лет количество занимающихся держится на уровне тридцати — сорока человек. Если бы не спрос, не выжили бы.

«У нынешнего ребенка свои герои, Бэтмен и Спайдермен. Не боитесь показаться старомодными с Кащеем и Иванушкой­дурачком?» — интересуюсь у режиссера. «Совсем нет, — отвечает Людмила Васильевна. — У нас дети по­настоящему открывают для себя русскую сказку, ее им очень не хватает». В дуэте ребенка с куклой Людмила Арефьева видит немалый воспитательный эффект. Ребенок страдает от того, что не может самовыразиться, хочет быть на виду, а спеть песенку или прочитать стихотворение перед полным залом панически боится. Ширму на сцену, куклу в руку — и страха как не бывало: маленький артист уже щебечет на несколько голосов. «Шаг за шагом мы помогаем раскрепоститься, и потом это сказывается в жизни человека, — говорит руководитель. — По моим наблюдениям, процентов девяносто наших бывших артистов выбрали работу с людьми, и в частно­сти с детьми, стали врачами, учителями, воспитателями…»

…Выбираться из штаб­квартиры «Золотого ключика» пришлось на цыпочках. Артисты, живые и искусственные, репетируют праздничный вечер, который намечен на следующие выходные, в сотый раз выводят хором гимн: «Мы не куклы бессловесные, а мы артисты, всем известные».

Сергей Виноградов
№67(21982)
16.04.2007

Источник: Газета «Речь»