5 апреля 2007 года. 09:53

Керамика в молоке

Декоративно­прикладную коллекцию для сопровождения городских делегаций представили череповецкие художники
Впервые в новом тысячелетии наш город увидел «выжимку» лучших произведений самых видных местных мастеров декоративно­прикладного искусства. Отчего­то сборные выставки в нашем городе остаются явлением малораспространенным. Череповецкий художник лучше десять лет из мастерской не будет вылезать, трудясь над «персоналкой», чем отчитается перед городом пятеркой новеньких работ за компанию с коллегами.

«Декоративщики» в этом смысле посговорчивее. Светлана Синяева, Наталия Лебедева, Ирина Божко, Александр Зварич, Светлана Патютько, Екатерина Громцева, Елизавета Волкова, Елена Логинова, Леонид Паутов, Надежда Комиссарова, Татьяна Капустина, Ирина и Марина Брауловы… Объединившись в «Содружество», художники сразу и громко дали о себе знать, причем за пределами Череповца. Уровень череповецкой «могучей кучки» был столь высок, что выставку с воодушевлением принял отремонтированный «Смольный холл», один из самых престижных залов Санкт­Петербурга.

Выставка «Симфония весны» в родном Череповце, да еще в самом крупном экспозиционном зале — на ул. Юбилейной, получилась почти случайно, наспех и всего на двадцать дней.

«Посмотрите, ведь нам есть что показать, — делает вращательные движения рукой председатель череповецкого отделения Союза художников России Александр Шебунин. — Такую выставку не грех возить по городам России и за ее пределы. Она больше расскажет, чем просто выезд делегации. Я бы хотел, чтобы на выставку обратили внимание власти». Честно говоря, речи вроде этой слышатся очень часто. Почему, риторически интересуются даже далекие от искусства люди, как официальная делегация — так сопровождается девушками в сарафанах да кокошниках, а таможенные декларации пе­стрят гармошками и балалайками. Мол, не приелась ли «за бугром» «Калинка­малинка»? Вспоминается визит на Вологодчину шведской политико­экономической команды, состоявшийся прошлым летом. Что привезли с собой шведы? Рок­группу накрашенных юношей с «нетрадиционно ориентированными» повадками, грузовик с лентами скандинавского сюрреалистического кино и выставку художницы, которая всю жизнь рисует только кошек. А ведь, наверное, могли порадовать череповчан шведской народной музыкой, но… «Мы не хотим непременно понравиться, мы желаем показать Швецию такой, какая она есть сегодня», — сказал мне посол на фуршете.

Буде когда­нибудь «Симфония весны» окажется за границей, она расскажет, что в провинциальном северном Череповце превосходно владеют техникой коллажа и батика, в том числе и холодного, а также здесь проживают мастера­гобеленщики. Взглянув на произведения скульптора по дереву и льду Леонида Паутова, иноземный посетитель уверует не только в то, что на Вологодчине полно дерева и льда. А и в то, что под рукой художника они могут оживать.

Один из самых плотных зрительских потоков «омывал» стенд череповецкого гончара Александра Зварича, чьи творения как раз зацепились за дефис между искусством декоративным и прикладным. Известного творениями в традиционной «посудной» манере Зварича с недавних пор потянуло поэкспериментировать с формами кувшинов и тарелок. «Завихрением» называется одна из его работ, хотя носить это имя могли бы и все остальные произведения мастера. Пить­есть из таких экспонатов можно, только обзаведясь необходимой сноровкой и заткнув салфетку за ворот. «Попробовал работать в новых технологиях, — рассказывает Александр Зварич. — Возможности керамики безграничны, это очень интересный материал, с которым мастер находится в постоянном противобор­стве и взаимодействии. Я хотел показать людям, на что способна глина». Несмотря на опытность, про череповецкого гончара можно сказать, что у него молоко на руках не обсохло. Техника «молочения» (готовые произведения варятся в молоке) помогла добиться оригинального темно­коричнего цвета. «Нет, это не затратно, — говорит художник. — На коллекцию всего­то литра полтора и ушло».

Сергей Виноградов
№61(21976)
05.04.2007

Источник: Газета «Речь»