16 марта 2007 года. 10:50

150 раз — «нужен!»

Так отвечают школьники на вопрос, нужен ли Череповцу профессиональный театр
Современные дети в театре? Сразу вспоминаются шуршание шоколадной обертки, хруст сухариков, хихиканье школьников в «невыходных» костюмах. Но оказывается, можно и у десятиклассников пробудить интерес к сцене, научить их понимать сложный язык театра.

Как объяснить школьникам, что такое театр? Зачем люди в него ходят? Людмила Жукова, учительница русского языка и литературы школы № 37, уже три года просвещает своих учеников в искусстве Мельпомены.

Что совершенно нельзя было представить, так это то, что «театральный» урок станет итоговым занятием по теме… «Лексика и фразеология». Только «алхимик» от педагогики мог смешать головоломные правила русского языка с разговором о прошлом и настоящем актерского ремесла. «Театр в юном возрасте воспринимается как уход от будней, яркая выдумка. С годами осознается связь спектаклей с жизнью», — такими словами начала свой необычный урок Людмила Жукова.

Сначала ученикам предстояло выбрать в качестве эпиграфа одно из трех высказываний о театре, записанных на доске: Белинского, Немировича­Данченко или Гоголя. Во всех высказываниях театр связывался с жизнью и добрыми делами.

Затем провели исследование — играли в ассоциации: кому что приходит на ум при слове «театр». Такой же опрос одна ученица провела среди родителей школьников. Если у десятиклассников театр ассоциируется с праздником, творчеством и зрелищем, то их мамы и папы мыслят куда конкретнее: о декорациях, сцене и аншлаге.

Следующий пункт «программы» — написать текст из 150 слов на тему «Нужен ли нашему городу профессиональный театр?». В итоге решили, что стоило бы просто 150 раз повторить только одно слово — «нужен!».

В ходе занятия ученики вспоминали, из каких языков к нам пришли театральные термины («театр» — из греческого, «акт» — из латинского, «реплика» — из французского…) и удивляли присутствующих методистов и преподавателей знанием их определений.

На втором уроке ребята по­смотрели видеозапись фрагмента спектакля череповецкого Камерного театра «Варвара Петровна» — один из самых волнительных эпизодов, когда главная героиня рассказывает о своем решении выйти замуж. После просмотра им представилась возможность побывать в роли театральных критиков — каждый писал свою небольшую рецензию. Зачитав некоторые из них, Людмила Евгеньевна загадочно улыбнулась, и тут в кабинете появилась сама Варвара Петровна — Татьяна Макарова, режиссер Камерного театра и исполнительница заглавной роли в спектакле. Ее рассказом о своих первых шагах на сцене, о постановке пьесы и актерской работе завершился этот необычный урок.

По словам Ольги Армеевой, методиста управления образования, Людмила Евгеньевна — передовой педагог, использует диалоговый подход в обучении. Это значит что ее урок — не монолог учителя на заданную тему, а свободное общение с учениками.

Мы спросили Людмилу Жукову, насколько сложно готовить такие уроки.

— Если честно, урок я подготовила за вечер. Но он бы не получился без большой подготовки. Театр — это знание жизни. А где они могут еще узнать о ней? В первый наш выход в театр не все было гладко — спектакль шел под шумовое сопровождение хруста сухариков, да и внешний вид оставлял желать лучшего. А потом они прониклись атмосферой, и теперь зрителей из нашей школы актеры узнают — все после спектакля аплодируют стоя и дарят цветы.

Людмила Евгеньевна сама ответила на тот вопрос, который задавала ученикам: «Нужен ли нашему городу профессиональный театр?»

— Конечно нужен, — говорит она. — Ведь в Вологде смеются над нами. Такому городу, как Череповец, необходим репертуарный театр и здание, которое будет предназначено только для его работы.

Евгений Моченков
№47(21962)
16.03.2007

Источник: Газета «Речь»