22 февраля 2007 года. 08:53

Есть такая профессия

С директором школы № 37, кандидатом в депутаты городской Думы по округу № 25 Дмитрием Кузьминым договориться о встрече было нелегко. На неделе никак не получалось, пришлось встретиться в субботу, которая у Дмитрия Юрьевича тоже оказалась рабочим днем. Непросто быть директором: все школьные проблемы — от организации учебного процесса до обеспечения нормального функ­ционирования здания школы — лежат на его плечах. Так уж вышло, что наша беседа состоялась в преддверии Дня защитника Отечества, и мы решили начать наш мужской разговор с армейской темы.
— Дмитрий Юрьевич, извините за несколько нескромный вопрос, вы служили в армии?

— Это сейчас такой вопрос считается нескромным. В мое время он был совершенно нормальным. Да, служил, как положено. Два года срочной службы. На Дальнем Востоке, в мотос­трелковом батальоне. Там проходили службу многие мои друзья по институту, потому что нас призвали после второго курса, тогда не было отсрочек.

— А как вы относитесь к армии?

— Хорошо отношусь, с уважением. Мне повезло в свое время служить с достойными людьми — солдатами и офицерами, которым я лично благодарен за ту школу, которую прошел с ними за время службы. Пользуясь случаем, хочу поздравить воинов­дальневосточников, ветеранов и тех, кто сейчас там служит. Я знаю, там всегда служило много череповецких парней. Поздравляю ветеранов Великой Отечественной, замечательное стальное поколение. Здоровья вам, оставайтесь с нами подольше.

— Я знаю, что у вас в этот день двойной праздник…

— Это не у меня (смеется). У младшего сына. И теперь причем каждый год. Но и у меня есть повод погордиться. С днем рождения сына попали в яблочко. Зовут Иваном, родился 23 февраля. Вопрос: кем будет парень по профессии?

— Думаете, будет военным?

— Захочет — будет. Главное — людям пользу приносить. Быть военным почетно. Как говорится, есть такая профессия — защищать свою Родину.

— Многие боятся армии из­за дедовщины. Была ли она, когда вы служили в армии?

— Да, была, но не носила столь уродливые формы, как сегодня. По моему мнению, все эти противоестественные явления происходят от обилия свободного времени. Солдата, постоянно занятого боевой подготовкой, работающего над совершенствованием тела и духа с подъема до отбоя, не потянет на сомнительные подвиги.

— Многие слабо представляют себе работу директора школы. Кто он такой, современный директор? Вы — типичный директор или нет?

— Даже и не знаю, плохо это или хорошо, что не все представляют себе эту работу. Работа как работа. Сложная, но интересная. Скучать совершенно не приходится. То договора, то уборка территории, то приезд министра, то самому надо бежать урок вести …

— А вы сами еще ведете уроки?

— А куда же я денусь? Ведь я же учитель. Учитель английского языка. Жаль только, что теперь мало уроков веду, времени нет. Но на уроках, честное слово, отдыхаю. Знаете, как это здорово — общаться с детьми. Сам себя мальчишкой ощущаешь. Жизни радуешься, хохмишь. Знаете, как у детей глаза горят? Это дорогого стоит — огонек у них в глазах увидеть. Греет. Серьезно.

— Любите детей?

— А как не любить? Люблю — и как педагог, и как отец. Дети врать не умеют, если помогают, то искренне, если не хотят помогать — тоже искренне. Они — наше будущее. Ради них мы и живем на этом свете. А для многих они стали профессией.

— Есть такая профессия?.. (Смеюсь.)

— Слава богу, что есть. Жаль, конечно, что мужчин у нас мало. Зарплаты не очень большие. Но я, когда в пединститут поступал, понимал, что поступаю не в Плехановку.

У нас, как и в любой профессии, есть свои беды и радости. Есть гордость от принадлежности к учительскому «цеху». Мы, учителя, ведь народ ревнивый. Да­да, правда. Мы к своей профессии относимся очень ревниво. Ругаем, но любим. Самая главная профессия. Честное слово.

— Вы про министра упомянули. Какой он, на ваш взгляд?

— Очень обаятельный, интеллигентный, образованнейший человек. Хотя в глазах — огонек. Тоже мальчишка, только седой.

— Школу, наверное, месяц перед приездом драили?

— Не то слово. Ночами не спали. Люди до полуночи работали. А как по­другому? Когда гости к вам домой приходят, вы порядок наводите? Полы моете, ковры пылесосите? Посуду покрасивее ставите, угощение повкуснее делаете, наверное. А тут — министр образования и науки Российской Федерации. А первым встречать его должен хозяин, то есть директор школы. Честно говоря, страшновато. Нас в детстве учили уважать началь­ство. Насколько я знаю, министры образования в школах Вологодской области довольно редкое явление.

— Но он ведь к вам не просто в гости приезжал?

— Честно говоря, именно в гости он и приезжал. И даже везде об этом говорил. Он к Андрею Геннадьевичу Успенскому приезжал. Хотел встретиться с коллективом школы. Нам есть чем гордиться, президентский миллион школа заработала, трое учителей получили гранты, Андрей Геннадьевич — учитель года России. Работали много весь этот год, поэтому много заработали.

— Видимо, и вы, как директор, имеете к этим наградам отношение? Трудно было?

— У меня вся школа к ним имеет отношение. Каждый выполнял свою работу. Я выполнял свою. Причем ни секунды не сомневался в нашей победе. Если не надеешься на победу, то лучше не участвовать. Если быть — то быть лучшим. По крайней мере, мне не стыдно за свою работу. Неплохо получилось, по­моему.

— А почему вас так трудно в школе найти?

— Потому что школа большая. А если серьезно, я не очень люблю сидеть в кабинете в кресле. Когда по школе бегаешь, все видишь. Проблем хватает. То тут потечет, то там. Не поверите, переехали в это здание — воды выше второго этажа не было, телефонная связь обо­рвана, электронной связи нет, отопление весьма невнятное, до начала учебы неделя, а в школе и вокруг нее горы мусора, старой рухляди. Навалились всей школой, разгребли завалы, проредили заросли вокруг школы, мусор вывезли. А впереди работы еще больше. Жители микрорайона обратились с просьбой наладить освещение школьной территории. Сейчас этим занимаемся. «Ливневка» с канализацией перепутана. С потолка у спортзала льет ручьями. Вокруг школы болото. Все дорожки разбиты, газоны истоптаны. Везде мусор. Так что засучиваем рукава, господа. Работы, как всегда, много. Но это нормально. Хорошо, когда работа есть. Все время что­нибудь новое придумываю.

— Например?

— Например, как на деле воплотить здоровьесберегающие технологии применительно к учителям. Ввести обязательные занятия спортом, создать школу артериальной гипертонии. Научить людей оказывать помощь при давлении, болях в сердце. Это все наши профессиональные заболевания. Но не смертельные, если научиться с ними бороться. Не впадать в панику, не волноваться.

— А как вы лично с гипертонией сражаетесь?

— Пришлось срочно худеть. На 30 килограммов. Сразу стало легче. Давление надо каждый день мерить, спортом обязательно заниматься. Чаще думать. Умственный труд вообще благотворно на давление влияет.

— Сами пришли к такому выводу?

— Нет, слышал где­то. Так, наверное, и есть. Я мыслю, значит, существую. Правильно древние говорили.

— Дмитрий Юрьевич, а кто еще способен помочь сегодняшней школе, сегодняшним ученикам кроме родителей и муниципальных властей?

— Все, кто захотят. Те, кто не начнет искать уважительные причины и отговорки. Способны помочь предприятия, оказывая шефскую помощь. Может помочь церковь, создавая молодежные центры, привлекая молодых тем, что им дей­ствительно интересно: спортом, музыкой, понятным и доступным словом. Много путей помощи. Было бы желание. Мы готовы сотрудничать со всеми.

— Если отвлечься от разговора о работе, чем вы предпочитаете заниматься на отдыхе?

— Отпуск люблю проводить с детьми. Иногда даже удается со своими. (Улыбается.) Люблю походы, охоту. Нравится ходить на байдарке. Юг недолюбливаю. Отпуск у меня всегда летом, а в жару ехать на жаркий юг… Мало приятного. Три раза в неделю хожу на айкидо в Центр боевых искусств. Очень хорошо расслабляет. Рекомендую.

Илья Казаков
№33(21948)
22.02.2007

Источник: Газета «Речь»