11 февраля 2007 года. 14:18

Злое наследство

Бабушка-хирург, оставив семье память о себе в виде набора медицинских инструментов, и предположить не могла, какое применение найдет им ее внук.
Не знаю, что на меня нашло, – уверял обвиняемый в судебном заседании. – Я собирался только проверить, жив ли избитый человек…

Враги

Галину Федоровну Соколову в деревне Светино под Вологдой знали все. И жалели, потому что семейная жизнь у нее не удалась. Женщина много лет проработала доктором в узбекской больнице, а после распада великой державы – к этому моменту она уже была на пенсии – была вынуждена с семьей перебраться в Россию. Как многие другие переселенцы, обосновалась в сельской местности. И если сама пожилая женщина сравнительно легко перенесла переезд из шумного города в деревню, на ее дочь Тамару вынужденное переселение повлияло с худшей стороны. Найти работу по специальности она не смогла даже в областном центре, а трудиться на местной ферме не захотела.

– За какие-то полгода Тамара спилась, – уверяет соседка Соколовых Нина Анатольевна. – Бабушка их очень переживала – ведь дочь опустилась у всех на виду. Галина Федоровна долго после этого не прожила, умерла в девяносто пятом. А после этого Тамару лишили родительских прав на сыновей – младшему, Лешке, всего пять лет было, старшему, Сережке, – десять.

Детей забрали в детдом, но на каникулы они часто приезжали домой. Тамара их не гнала, но и особых усилий к тому, чтобы вернуть сыновей, не прилагала.

В один из таких приездов у Сережки в деревне появился враг в лице местного сантехника Ивана Савельева. Хотя, по всеобщему мнению, работник коммунальной сферы был мужиком не злым, но находясь в подпитии, никогда не упускал случая напомнить подростку о бедственном положении в его семье. До поры до времени Сергей молча терпел насмешки в адрес матери и только дома упрекал ее. Но прощать обиду, как выяснилось позднее, не собирался.

Прошло несколько лет. Повзрослевший Серега поступил в ПТУ и теперь уже порой сам принимал на грудь во время визитов к матери. Несколько раз заматеревший парень поколотил давнего обидчика, чем только вызвал раздражение односельчан.

– Ванька ведь был добрым мужиком, – говорит Нина Малышева. – Не со зла Соколова гнобил, а говорил по сути правильные вещи. Тамарка-то ведь совсем опустилась к тому времени.

Так продолжалось до декабря 2005 года. В воскресенье 11 числа Серега снова приехал домой.

Перемирие

Мать, как обычно, с самого утра успела где-то выпить. Серега раздобыл самогона и присоединился к ней. А потом пошел прогуляться по деревне.

Савельева и еще одного жителя Светино, Владимира Колоскова, Соколов встретил на улице. Мужики были в хорошем расположении духа и даже пригласили студента в гости к Ивану.

– Я не знаю, почему согласился, – скажет впоследствии в судебном заседании парень. – Не помню.

После того, как мужики «раздавили» в грязном запущенном доме Савельева поллитру, хозяин избы не смог удержаться от того, чтобы уже в который раз посмеяться над молодым гостем. Сергей терпеть насмешки не стал. Повалив хозяина на пол, он изрядно помял его и ушел домой. На этом дружеский визит мог бы и завершиться, но в воспаленном алкоголем сознании парня созрела страшная идея.

Дома Сергей покопался в оставшейся от бабушки коробке с вещами, которые мать не успела пропить. Вскоре он нашел то, что искал, – футляр, в глубине которого поблескивали медицинские инструменты. На самом деле набор был подарочным, им когда-то наградили бабушку за многолетний труд. Но инструменты были в рабочем состоянии. Внук выбрал скальпель.

– Соколов объяснял, что якобы хотел просто посмотреть, не слишком ли сильно избил Савельева, – говорит помощник прокурора Вологодского района Людмила Круглова. – Видимо, результат его не порадовал. Раненый стонал. В придачу Савельев, как и его обидчик, был сильно пьян и, как показала впоследствии экспертиза, вряд ли мог оказать серьезное сопротивление визитеру.

Сам Сергей тоже не мог объяснить, почему он совершил куда более страшное злодеяние. Приблизившись к лежащему на полу соседу, парень перевернул Савельева на бок и перерезал ему скальпелем горло. После чего вытер острый инструмент о старый продавленный диван и отправился домой спать. Скальпель он взял с собой и оставил дома прямо на кухонном столе.

– Я узнала о случившемся от гостя брата Валерия Баранова, – рассказывает потерпевшая по делу, сестра Савельева Валентина Золотова. – Баранов около пяти вечера прибежал к нам и сказал, что Ивану нужно вызвать «скорую», вроде бы, его Соколов побил. Мы с мужем зашли в медпункт за фельдшером и все вместе отправились в дом брата. Когда я увидела лужу крови на полу, мне стало плохо. Фельдшер сказала, что медицинская помощь уже не нужна…

Скрываться обидчик Савельева не стал. Сергей Соколов вообще с трудом понял, чего от него хотят, когда к ним с матерью пришли милиционеры. И сразу же написал явку с повинной.

– Из-за провалов в памяти задержанного поначалу предположили, что он мог находиться в состоянии так называемого патологического опьянения, – рассказывает Людмила Круглова. – При этом человек совершает неконтролируемые действия, о которых впоследствии ничего не может рассказать. Однако судебно-психиатрическая экспертиза показала, что это предположение несостоятельно. Не страдал Соколов и каким-либо душевным заболеванием.

20 марта 2006 года судья Вологодского районного суда М. Мякина вынесла Сергею Соколову приговор. Ближайшие восемь лет бабушкин наследник проведет в исправительной колонии общего режима.

Вологодский район


Касьян Челема

Источник: Хронометр