12 января 2007 года. 09:02

Рубль на свое и чужое счастье

Святки. В досоветской России в эти дни у граждан просыпалось особенно активное желание оказывать благотворительную помощь, проявлять участли­­вость по отношению к ближнему. А в Череповце на днях официально заявили о скором подорожании проезда в общественном транспорте на один рубль. Почему эти две темы поставлены в один ряд, что общего между ними? Ничего — кроме рубля. Он вносит особенный нюанс в разговор о благотворительности.
Так уж сложилось, что сегодня к благотворительности — понятию духовного порядка — подходят с практической точки зрения. Потенциальному благотворителю нужно быть уверенным, что его усилия не окажутся метанием бисера перед свиньями и не уйдут не по назначению. И понятие «благо» имеет прежде всего материальную выраженность. То есть измеряется в рублях. А что такое рубль?

И орел, и решка

Рубль — металлическая монета серебристого цвета диаметром два сантиметра. С одной стороны, выпадет в автобусе из набитого кошелька — вряд ли потрудишься поднять. Но с другой — как досадно бывает, когда в день накануне зарплаты едешь на работу, а тебе на билет не хватает одного рубля. Рубль мгновенно приобретает ценность: одна сотая часть ста рублей. Опустошил все карманы, столовые ящики, копилки — набрал только семь рублей. А нужно восемь. И когда билет будет стоить девять рублей, недоставать будет не двух рублей, а все так же одного. В этом его магия.

А кому в ситуации острой нужды не приходила в голову мысль: в Череповце триста тысяч жителей, если бы каждый дал мне по рублю, то я разбогател бы на триста тысяч. Всего­то по рублю — просто! А если сговориться всем городом и помочь так друг другу? Хм, чтобы мне дали, я тоже должен дать каждому по рублю. Один умножить на триста тысяч…

Понятие благотворительности, как и рубль, неоднозначно, в нем тоже есть и орел, и решка. Около полугода назад в Череповце был судебный процесс над преподавательницей вуза, которая обвинялась во взяточничестве: за отметки в зачетке она брала со студентов деньги и материальные ценности. Юрист вуза тогда говорил: не брала, а принимала, и не взятки, а пожертвования — студенты оказывали кафедре благотворительность. Но это к слову. А вот другое наблюдение, возможно, субъективное: акт благотворительности может быть результатом сиюминутного импульса, вызванного внешними факторами, а может быть следствием глубоко осознанного внутреннего убеждения. Один ни в коем случае не хуже другого — просто они и разные, и такие похожие.

Рублевая милостыня

К подаянию чаще всего подталкивают внешние «факторы» — человек, который просит, люди, которые смотрят, как у тебя просят. Самая расхожая монета при такой благотворительности — рубль. Помните, как в первый раз подали милостыню? Особенно хорошо первый опыт помнят выходцы из деревни, где понятие «милостыня» не существует, потому что у двухсот жителей много не насобираешь. Помните, как увидели на углу просящего с картонной коробочкой с монетками на дне? На раздумья всего несколько шагов. Может, обойдется без моего кошелька? А может, он не нуждается в хлебе и просто потратит мои рубли на бутылку? Еще секунда на раздумья: если минуешь — не возвращаться же. И вот, чуть склонившись к коробке, с неловкой вежливостью кидаешь. Шагов через десять, когда проходит первое смущение от непривычной роли, ловишь себя на том, что улыбаешься, что настроение улучшилось, даже возникло состояние некоторой эйфории. Чему улыбаешься? Чувств много намешано, но главное, наверно, это удовлетворение от того, что есть повод гордиться собой: не такой уж ты плохой человек. Поняв, чему улыбаешься, стыдишься: совершил вроде бы акт милосердия, при этом радуешься не за то, что просящий сегодня будет сыт, а за себя. Отмахиваешься от неприятной мысли и продолжаешь уважать себя. Потом попадаешь в зависимость от этого чувства и всякий раз подаешь, чтобы снова испытать ощущение самоуважения. И казнишь себя за эгоизм… А со временем приходишь к пониманию, что не стоит себя за это казнить. Что в акте благотворительности участвуют две стороны — просящий и подающий, и помощь здесь обоюдная. Что возможность ощущения этой минутной гордости собой, которое действует на душу, как глоток лечебного эликсира, уже и есть «стократное воздаяние».

Такие «рублевые» милостыни подавал хоть однажды, наверно, каждый череповчанин. Эти проявления милосердия подтверждают наблюдения членов организации «Молодая Гвардия Единой России», которые много времени посвящают благотворительным акциям, о том, что горожане готовы к сознательной благотворительности: «Люди в нашем городе очень отзывчивые, они откликаются. Нужно только подтолкнуть их: организовать благотворительную акцию, разместить информацию о том, когда, для кого и где собирается помощь».

Благо инкогнито

О сознательной благотворительности, благотворительности в полном смысле этого слова, много знают представители детских домов и прочих социальных учреждений. Им круглый год кто­нибудь помогает: организации и предприятия, где на благотворительную помощь средства выделяются отдельной бюджетной статьей либо выискиваются самими работниками, и просто частные граждане.

Одна из таких — директор магазина, женщина с высокоразвитым чувством гражданской ответственности. Она постоянно перечисляет средства на счета нуждающихся: больным на медицинские операции, детским садам, детским домам, церквям, просто обращающимся за помощью людям. Эта женщина очень просила не называть ее имени и только при таком условии согласилась поделиться своей «философией»:

— Когда видишь, что у человека горе, а у тебя в жизни все более­менее нормально, почему бы не поделиться? Нельзя жировать, когда кто­то из окружающих страдает. Совесть не позволяет жить, не отказывая себе ни в чем, когда так много нуждающихся. Может, это плоды воспитания, может, черта характера. Мне приятно это делать. В большей степени я делаю это для себя.

В течение четырех лет все детские дома получают новогодние подарки в рамках акции «Чудо­елочка», которую организует «Молодая Гвардия Единой России». Детский дом № 2, рассказывает его директор Ольга Зародова, к этому Новому году получил от предприятий два телевизора и музыкальный центр с караоке и DVD. Помогают и простые граждане. «Приносят фрукты, пироги, конфеты. Просто придут, раздадут детям и уйдут. Кто­то спрашивает, чем именно может помочь, — рассказывает Ольга Зародова. — Мотивы у каждого свои, никто ими с нами не делится. Имен не называют, просят нигде не фиксировать».

Дарят разное: от подержанных игрушек и одежды до домашних кинотеатров и «Форда» — кто что может. Для принимающих все подарки одинаково ценны, потому что понимание «рубля» различно. Для уборщицы он равен именно рублю, а для успешного предпринимателя, условно говоря, тысяча все равно что рубль: упадет в автобусе — не потрудится поднять.

P.S. Почти все мы входим в новый год с мыслью: начну новую жизнь. Что значит начинать новую жизнь, как не созидать себя лучшего? Начнем созидание с сотворения блага. Благотворение — в меру возможностей каждого. Рублем, миллионом или просто улыбкой — неважно: они равны, как и сила благодарения за них. Благодарность просившего подавшему — за внимание и участие. И благодарность подавшего просившему — за то, что помог почувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ. Две стороны одного рубля.

Татьяна Тихонова
№4(21919)
12.01.2007

Источник: Газета «Речь»