2 ноября 2006 года. 09:28
«Истина в кине»
Главное блюдо на кухне пятого вологодского кинофестиваля «Новое кино России» — мастерски приготовленные комедии из жизни современной России. И приглашенные кинозвезды: «главный фигурист» страны Александр Носик, «брат» Виктор Сухоруков, телезвезда из «Городка» Илья Олейников, актеры Алексей Панин, Алиса Гребенщикова… За шесть дней фестиваля организаторы успели показать 12 фильмов. И если на сцене перед полным залом кинотеатра «Ленком» артисты предпочитали говорить о конкурсных фильмах, то за кулисами разговор шел совсем о другом.
Парадокс: стоит только столичным кинозвездам приехать в ВологдуЧереповец, и они тут же объявляют о своей непосредственной причастности к нашим городам. Что, само собой, приятно. Алиса Гребенщикова — звезда телесериалов «Ундина», «FM и ребята», «Охота на гения», а по совместительству дочь легенды русского рока Бориса Гребенщикова, — приехав в Вологду, тут же отправилась искать дом, в котором еще в 30х годах жил ее дедушка. Дом нашли. На старинной улице Герцена. Актер Александр Носик («Спецназ», «Возвращение Мухтара», «Марш Турецкого») первый раз был в Вологде в 90х годах, когда служил в армии. Приехал, кстати, с почетной миссией. Носик забирал новобранцев из местного военкомата:
— Город я тогда толком и не видел. Единственное, что запомнил, это плохие дороги. В центре была огромная лужа, а к окраинам сплошные ямы и рытвины. Сегодня мало что изменилось.
Виктор Сухоруков перед премьерой фильма «Комедия строгого режима» признался, что началом своей актерской карьеры он обязан вологжанину. Василию Белову. «В моей жизни случайностей не бывает. Одни только чудеса. В 1979 году я играл в спектакле по произведению Белова «Бухтины вологодские, завиральные». Мне тогда было 26 лет, а пришлось играть роль 70летнего старика Егорыча. На премьеру тогда приехал сам Василий Иванович. После спектакля он сказал, что мой Егорыч никуда не годится, что я провалил роль. По Белову, Егорыч должен быть хитрее», — рассказал Виктор Сухоруков.
Еще на открытии фестиваля — 26 октября — организаторы в подчеркнуто торжественной обстановке вручили актеру почетный диплом участника «Нового кино»: «От всего сердца желаем вам, Виктор Иванович, оставаться на волне популярности, радовать нас новыми фильмами с вашим участием, ну и, конечно, здоровья вам и еще раз здоровья!». На что Сухоруков объявил: «Дорогие друзья! Ответное слово. Такие пожелания и дипломы, видимо, означают, что я приближаюсь к какомуто критическому возрасту. Объявляю: на пенсию я не собираюсь!» До пенсии, впрочем, Сухорукову как до Камчатки. После «Антикиллера» он уже играет не больших бандитов и убийц, а исключительно царей или святых. Смена амплуа не повлекла за собой снижение популярности. Скорее наоборот.
— А знаете в чем здесь секрет? Я талантлив. Честно. В фильме «Золотой век» я играл графа Палена. Согласился на роль только ради того, чтобы в расшитом «золотом» кафтане, парике, белых чулках выпендриваться перед камерой. А если серьезно, то сыграть человека, который постоянно ходит по лезвию бритвы, безумно интересно. Пален был, кстати, одним из тех, кто погубил Павла I. Поэтому сниматься в следующем фильме, «Бедный, бедный Павел», было захватывающе вдвойне. У меня была роль самого Павла I. Вот так удалось побывать в шкуре и палача, и жертвы.
Сцена вторая: о русском фильме, который полюбили в Японии
Побывать в шкуре и палача, и жертвы удалось, похоже, и совсем молодому актеру Александру Новикову. И все это в одном фильме, который и закрывал пятый вологодский кинофестиваль, — «Граффити». Вологжане увидели эту трагикомедию 30 октября, за день до официальной премьеры в Москве. До Вологды «Граффити» показывали в Выборге на фестивале «Окно в Европу». Потом в Токио, где из 640 конкурсных лент картина вошла в 15 лучших. А раз в Японии «Граффити» поняли и приняли, то, мол, в России, то есть в Вологде, поймут и подавно. Так Александр Новиков отрекомендовал фильм на заключительной прессконференции.
В «Граффити» есть и смысловая глубина Марка Захарова, и трагичность Романа Полански, непредсказуемость и драматичность Фон Триера. И все вроде бы просто. И даже иногда смешно. Студентхудожник Андрей (Александр Новиков) из «городагеморроя Москвы» приезжает на практику в село Промежуточное. Приезжает рисовать русские пейзажи. А вместо этого превращает зеленую стену полуразвалившегося местного Дома культуры в настоящий мемориал памяти, где рядом с солдатом Великой Отечественной стоит десантник, что погиб в Чечне, или в Афганистане, или в Абхазии… Вот такое «граффити». Параллельно молодой художник знакомится с жителями села. Это и старикалкоголик, который, выпуская на волю страусов с местной фермы, повторяет, что, мол, дядю бояться не надо, у дяди большое сердце, как у слона, а если вы, страусы, не убежите, вас пустят на мясо. Потом дядю за это самое большое сердце забьют до смерти односельчане. Водитель Митяй, который после контузии стал сельским сумасшедшим и влюбился без памяти в местную девушку. На все свои сбережения купил ей бриллиантовое ожерелье. А она, гладя его волосы и тихо плача, повторяла: «Как же так, как же так. Ты даже не дожил до возраста Христа, а тебя уже так пригвоздило…»
Но всетаки лучшим на вологодском кинофестивале был назван другой фильм. И это не картина «Русские деньги» по пьесе Николая Островского «Овцы и волки» и даже не военная драма «Прорыв» о героической смерти псковских десантников в горах Дагестана. Лучшей стала лента «Четыре таксиста и собака2». Фильм о том, что лучше таксы зверя нет. «Истина в кине».
А за кулисами звезды российского кино решали, кто виноват. Виноват в том, что до нас, до зрителей, доходят лишь американские мультики, стрелялки да массовые истерии о конце света. Сами зрители винят во всем актеров, которые в поисках денег готовы круглыми сутками сниматься в низкопробных сериалах. Актеры, в свою очередь, обвиняют прокатчиков. Мол, они не собираются выпускать на широкие экраны высоколобое кино. Прокатчики перекидывают вину опятьтаки на зрителей, которым подавай что погорячее да поперченее. А иначе есть не будем.
Актер Алексей Панин: «Сейчас многие снимают картины по принципу «пипл хавает». И оправдывают это погоней за рейтингом. А я говорю, это не рейтинг, это плохой вкус аудитории. А хороший вы не воспитываете. Я, конечно, тоже раз в месяц могу съесть шаурму на Ленинградском вокзале, но вообще предпочитаю дорогие рестораны».
Актер Анатолий Равикович: «Нас заставляют поверить, что «Дневной дозор» — это современное, качественное кино. Но сериалыдетективы и то лучше. Там, по крайней мере, актеры не притворяются, что играют, а зрители не притворяются, что в эту игру верят. А раньше… Вы только вспомните, какое кино было. Мне посчастливилось сниматься в фильме «Покровские ворота» у Михаила Козакова. Гениальный режиссер. И пусть тогда моей главной задачей в фильме было сделать так, чтобы Козаков на меня не накричал. А кричал он на всех. С утра выпивал баночку успокоительного, раскрывал рот и начинал буквально орать на актеров. И если Олег Меньшиков, тогда еще молодой актер, воспринимал такой крик нормально, то я, уже зрелый сорокалетний человек, хотел буквально провалиться под землю в таких ситуациях. Но фильмто ведь получился замечательным».
Оксана Мысина: «В русском кино сейчас востребованы две роли: либо играй проститутку, либо учительницу. Либо вообще не играй. Но ято хочу быть Медеей, Елизаветой Английской! А такие фильмы невыгодно снимать. Прокатчики думают, что зрителям интересно смотреть лишь про то, кто кого ударил, плюнул в лицо, избил. Хотя и это бывает захватывающе».
Вячеслав Шмыров, редактор журнала «Кинопроцесс», президент фестиваля «Новое кино»: «Возможно, все дело в том, что вкус в прокате сегодня диктуют подростки. Что они хотят смотреть, то и будут показывать в кинотеатрах. «Шрек»? Пусть будет «Шрек». «Дневной дозор»? Как вам будет угодно! «Матрица»? Без проблем. Вот такое кино».
Екатерина Дементьева
№208(21875)
02.11.2006

Музей-квартира Василия Белова предлагает вместе отметить Всемирный День поэзии
Театрально-поэтическая программа «Сонсонеты. Разговоры о вечном» состоится 20 марта. Вход на мероприятие – бесплатный→

Музей-квартира Василия Белова предлагает вместе отметить Всемирный День поэзии
Театрально-поэтическая программа «Сонсонеты. Разговоры о вечном» состоится 20 марта. Вход на мероприятие – бесплатный→