16 ноября 2017 года. 14:48

Самолет ЯК-40 разбился под Вологдой 16 ноября 1979 года


Ровно 38 лет назад отделяют вологжан от той страшной трагедии, когда преступная халатность и пренебрежение правилами и служебным долгом стали причиной смерти троих человек. Черная страница в истории компании Аэрофлот и Вологодского авиаотряда заставляет современников задуматься о причинах и последствиях авиакатастрофы. Сделать выводы тем, кто принимает решения, от которых зависят жизни людей.

В тот пасмурный день, 16 ноября 1979 года, самолет ЯК-40 с бортовым номером 87454 выполнял уже шестой рейс. Рейс был техническим - экипаж возвращался из Великого Устюга домой, в Вологду. Самолет летел без пассажиров.

Перед взлетом экипаж запросил погоду в Вологде и получил данные о том, что небо было затянуто дождевыми облаками, но параметры видимости были еще в пределах допустимых, поэтому посадка в домашнем аэропорте не была невозможной. Командир самолета принял решение взлетать и набрал нужный эшелон высоты.

Уже в ходе полета погодные условия в аэропорте назначения стали стремительно ухудшаться. Фактическая видимость упала значительно ниже минимума и правильно было бы отправить командиру воздушного судна информацию о том, что посадка в Вологде невозможна по техническим условиям. Однако среди сотрудников аэропорта произошел сговор. Как следует из материалов расследования тех лет, руководитель полетов аэропорта позвонил по телефону наблюдателю за погодой и договорился с ней, чтобы она перестала снимать данные по приборам и передавала данные по визуальным ориентирам. При этом данные она должна передавать соответствующие минимальным возможным значениям видимости, при которых посадка еще была возможной.

Эти ложные данные и передавались диспетчеру, который затем отправлял их командиру воздушного судна, попросившему получать их как можно чаще - каждые 5 минут. Следует отметить, что кроме командира воздушного судна, второго пилота, стюардессы и бортмеханика, на борту самолета находился заместитель командира лётного отряда, КВС-проверяющий Г. Лапин, который в этом рейсе сидел в левом кресле, по сути выполняя обязанности командира.

В процессе захода на посадку летчики не имели правильных данных о высоте и траектории и пересекли точку принятия решения о заходе на второй круг, не имея визуальных ориентиров на земле, то есть полностью доверяя приборам и показаниям, передававшимся из аэропорта. Когда пилоты увидели верхушки деревьев - было уже совсем поздно. Самолет упал, ломая елки и сосны, некоторые из которых доходили до 30 сантиметров в диаметре.

В катастрофе погибли проверяющий, второй пилот и бортинженер. Командир экипажа и стюардесса получили тяжёлые ранения. Над аэропортом в это время стоял туман, а фактическая видимость составляла 700 метров, при минимальной в 1500.





Ваш комментарий