24 марта 2016 года. 14:41
«Фонограф-Джаз-Квартет» под управлением Сергея Жилина дал концерт в Вологде в Международный день счастья
20 марта 2016 года в Вологодском областном колледже искусств выступил уникальный российский джазовый коллектив «Фонограф-Джаз-Квартет» во главе с известным пианистом и дирижером Сергеем Жилиным. Музыканты представили вологжанам программу «Посвящение Оскару Питерсону», в которой прозвучали произведения Эллингтона и Бонфа, Хендерсона и Гудмана, Де Ланги и, конечно же, Оскара Питерсона в аранжировке Сергея Жилина. Концерт позволил слушателям погрузиться в творчество легендарного канадского пианиста и композитора, а смелые импровизации Сергея Жилина зарядили зал живой энергией джаза.
С руководителем джаз-бэнда удалось пообщаться пресс-секретарю Вологодской филармонии Евгении Лапцовой.
Сергей, почему Вы решили посвятить свою программу Оскару Питерсону?
Оскар Питерсон – величайший музыкант, ярчайший пианист и великий человек. К сожалению, мне не довелось услышать его исполнение вживую, но, тем не менее, для меня он всегда был и остается недосягаемой вершиной пианистических возможностей. Его стиль довольно традиционен и вместе с тем невероятно многогранен. Я очень люблю все, что он сделал. Кстати, совсем скоро мы поедем с программой «Посвящение Оскару Питерсону» на его родину – в Канаду.
Как Вы считаете, что для музыканта более важно в игре – разум или чувства? Что превалирует в Вашем подходе?
Как сказал Бетховен: «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Во всем важна умеренность. Я стараюсь балансировать. Если довериться чувствам, то исполнение может превратиться в хаос, а если все делать под властью разума – не сможешь выразить глубину и суть произведения. Разум нужен, чтобы контролировать чувства. Если будет работать один разум без чувств, то получится компьютер, сегодня ведь и он может играть (смеется).
Вы даете мастер-классы?
Да, конечно. Они проходят и в ЦМШ (примечание – Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского), и в городах, где мне часто задают вопросы, могу показать что-то, наиграть.
Какие у Вас воспоминания о ЦМШ?
Самые хорошие. Мне удалось застать Марью Павловну Андрееву, у которой я учился в первом-втором классах по сольфеджио. В стенах ЦМШ в то время было запрещено играть что-либо помимо произведений не композиторов-классиков. Считалось, что академическая музыка – святое, а остальное – джаз, эстрада – где-то на периферии. Но мы любили на переменах играть что-то из популярной музыки, за что нам доставалось, конечно.
Для джазового пианиста классическое музыкальное образование –хорошо или плохо?
Я знаю пианистов, у которых, можно сказать, руки–крюки. Они мыслят хорошо, делают свои нестандартные вариации, но пианистичным это не назовешь никогда. И еще одна основная проблема у джазовых музыкантов, не только у пианистов – они все время играют громко. Это возникает потому, что при обучении джазу мало внимания уделяется правильному пониманию динамики и звукоизвлечению в целом. Недавно мы прослушивали пианистов, и к нам пришла девушка на пробы – она буквально начала колотить по клавишам. И таких немало. Академическое же образование учит не долбить, а играть, общаться с инструментом. У меня и моих коллег за плечами очень сильная академическая школа, и поэтому нам легче. Ведь для того, чтобы стать настоящим музыкантом, нужно знать, что такое звук и как с ним работать.
Сергей, Вы – мастер своего дела, у Вас есть известность, а что для Вас истинная самореализация?
Суть самореализации не в известности, а в том, чтобы работать, используя по-максимому все свои творческие ресурсы, весь свой потенциал. Этим я и занимаюсь сегодня. Часто можно услышать, что успех – это путь, а не цель, и я с этим согласен. Моя работа предполагает, чтобы я постоянно поддерживал себя в форме, изучал что-то новое и рос над собой. Потому что, если я, к примеру, в следующем году приеду к вам и буду делать на сцене то же самое на том же уровне, а, не дай Бог, еще хуже, то перестану быть интересен публике. Но, безусловно, в первую очередь, мне должно быть интересно самому. Поэтому я всегда стараюсь делать что-то новое. Стоит только подумать, что я всё сделал, всё уже имею, как очень быстро от успеха не останется и следа.
Сегодня во всем мире отмечают Международный день Счастья. Какой совет Вы могли бы дать людям как найти себя в жизни и быть успешными, счастливыми?
В детстве я занимался авиамоделированием, строил модели самолетов, выступал на различных соревнованиях, но при этом продолжал заниматься музыкой. Когда я впервые услышал джаз, музыка окончательно завладела моей жизнью, и для меня это счастье. Думаю, что универсальных секретов, как стать счастливым, нет, потому что каждый понимает счастье по-своему. Нужно просто больше интересоваться всем, что тебя окружает – так скорее можно найти себя, свое призвание. Я, к счастью, не могу представить, как люди ходят на работу, которую терпеть не могут. Надо любить то, что делаешь, и делать то, что любишь – только так можно достичь успеха.
Евгения ЛАПЦОВА
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→