Мы познакомились в другой стране и в прошлом веке. Только город был тот же самый. Сколько я себя помню в Вологде, они всегда были рядом.
Любое моё путешествие с раннего детства начиналось поездкой на троллейбусе. Сверкающая никелем машина везла нас с родителями на железнодорожный и автомобильный вокзалы, в кинотеатры, в ТЮЗ, в гости, в цирк, в бассейн «Динамо».
Эти поездки производили на меня неизгладимое впечатление. Троллейбусы были новыми, в отличии от изрядно потрепанных автобусов. В них не было вездесущего бензинового запаха безрогих конкурентов. Моим любимым занятием было наблюдать за работой водителя. Его кабина разительно отличалась от автобусной. Огромная панель с рядами одинаковых тумблеров, которыми ловко пользовался шофер. Стремительное ускорение и вот уже сухопутный корабль устремляется в своё плавание.
Мимо проносится кусочек Окружного шоссе и вот мы уже подъезжаем к депо, где застыли на отдыхе его собратья. Ещё один поворот и плавное движение по Ленинградской улице. Череда лестничных пролетов в так и недостроенном здании «Луча» и мост через железную дорогу. Очередной вираж и впереди Октябрьская улица.
С нее пути двух маршрутов расходились. Первый уходил по улице Мира к вокзалу, а второй шёл прямо по Герцена на Льнокомбинат. Тогда я ещё не понимал этого и всегда огорчался, когда не мог увидеть в окно памятник с танком Т-34 на постаменте.
Наступили школьные годы, но по прежнему троллейбусы были лучшим способом выбраться из нашего первого микрорайона. Правда сами они уже изрядно поизносились и обветшали. Лишь некоторые обретали подобие прежней молодости, возвращаясь после ремонта.
Отдельная история — это путешествие на дачу. Родители взяли участок неподалеку от станции Дикая. И таких счастливчиков нашлось в нашем районе очень много. Поэтому каждую летнюю субботу и воскресенье мы дружной толпой направлялись на остановку, чтобы не опоздать на утреннюю электричку. И теми же стройными рядами, но уже отягощенные дарами огорода пытались втиснуться в салон вечером на вокзале.
Не стало СССР, а я поступил в институт. Но и туда меня везли троллейбусы. Потом на работу, в командировки. Почти сорок лет моей жизни.
Теперь это время закончилось. Старейших маршрутов больше нет. А провода над головой предназначены теперь только для того, чтобы согнанные на четвертый маршрут старички, смогли выехать из своего дома на линию и вернуться назад.
И полное ощущение, что из моей жизни забрали кусочек счастливого прошлого, маленькую частичку жизни.