2010: актуальные проблемы строительных СРО

С 2010 года саморегулирование в строительной сфере вступило в свои права полностью и на законном основании. На сегодняшний день на всей территории России уже зарегистрировано 294 организаций, действующих по принципу саморегулирования. Эти организации осуществляют свою деятельность в области предоставления услуг по проектированию, строительству и инженерным изысканиям. В их число входит 166 саморегулируемых организаций, деятельность которых связана с капитальным строительством.

Такое число зарегистрированных предприятий доказывает, что переход в строительной сфере в сторону СРО произошел де-факто. Тем не менее, проблемы, которые стоят перед саморегулируемыми организациями в 2010 году достаточно сложные и их немало.

Все хотят в СРО

Достаточно много строительных компаний, которые остались без лицензий, хотят как можно скорее вступить в члены одной из СРО. Желание таких строительных организаций порождает ответную реакцию - среди СРО появляются те, кто готовы принять новых членов всего за 2-3 дня. Это первая, и, наверное, одна из самых больших проблем саморегулируемых организаций. Появляются схемы упрощенного приема, которые минимизируют правила проверки работников вступающих организаций, предоставляют возможность подавать документы в электронном виде, устанавливают небольшие членские взносы и предоставляют льготы при страховании ответственности.

Большое количество организаций, принятых по таким упрощенным схемам, не всегда оправданно, может привести к проблемам в области безопасности строительства, появлению предприятий-однодневок, которые не отвечают даже минимальным требованиям, станет массовым явлением. А все вместе это может привести и к дискредитации самой идеи саморегулирования как таковой.

Уровень членских взносов

Еще одна немаловажная, проблема для саморегулируемых организаций - это уровень членских взносов, а точнее, как разработать механизм определения уровня членских взносов для СРО. Необходима определенная градация уровня взносов по нескольким критериям, например, для организаций, которые получают допуск на проведение 1-2 -х видов работ, членские взносы должны быть несколько ниже, чем для организаций с 20-30 видами работ. Механизм такого разграничения пока остается не выясненным и его решение требует комплексного подхода всех участников.

Разработка нормативных документов

Действующее законодательство возложило на СРО разработку всех документов, связанных с их деятельностью, а также контроль исполнения требований этих документов членами организации. В разрабатываемых документах должны найти отражение и критерии, предъявляемые к членам организации, чтобы они могли получить допуск к строительным работам; и мероприятия, предусмотренные для повышения профессиональной квалификации персонала и механизм контроля. Работы предстоит много. И без поддержки государственных органов, без принятия или изменения законодательных актов, которые регулируют соответствующие положения, участникам процесса по становлению саморегулирования в строительстве, пожалуй, не обойтись. Серьезную и основательную помощь в решении всех этих проблем могут оказать заинтересованные государственные организации, выпустив разъяснительные документы, а также тесное сотрудничество самих участников СРО, обмен опытом между собой. Не лишней будет поддержка на государственном и региональном уровнях.

Смотрите также: виды работ сро Минрегиона.