Сертификация в промышленном производстве и сфере обслуживания

В последние годы большинство предприятий проводит комплексную перестройку всей структуры производства и управления в соответствии со стандартами Системы Менеджмента Качества ИСО 9000:2000. Это добровольная процедура, позволяющая компаниям быстро продвигать собственный бизнес и представлять свою продукцию(услуги) на международном рынке. Тем не менее, Госстандартом РФ предусмотрены отдельные виды сертификации, распространяющиеся на одну из составляющих производственного процесса или касающиеся определенного вида услуг.

Конечно, если на предприятии внедряется СМК ИСО 9000, то сертификация производства будет являться важнейшей частью общей системы обеспечения качества. Если же сертификация производства проводится как самостоятельная процедура, то соблюдаются правила, утвержденные Госстандартом, в соответствии с которыми предприятия с различными видами деятельности могут использовать собственную методику сертификации. При сертификации производства оценивается качество продукции, технологические процессы, система технического обслуживания и контроля. Для предприятия большую важность представляет независимая оценка технологической базы и выпускаемого продукта. Обнаружение дефектов и несоответствий международным образцам означает, что возникла необходимость проведения модернизации оборудования, внедрения прогрессивных технологий и оптимизации производственных процессов.

С понятием сертификации производства тесно связан термин сертификация оборудования. В России проведение сертификации осуществляет только независимая, аккредитованная Госстандартом РФ организация, определяющей степень соответствия действующего оборудования существующим стандартам по производительности, безопасности, экологии. Сертификации подлежит отечественное и импортное оборудование - для начала процедуры необходимо представить технические условия, руководство по эксплуатации, паспорт на оборудование, сертификат международного образца (для иностранного оборудования).

Существует также сертификация услуг, предоставляемых населению или организациям - как в добровольном, так и обязательном порядке. Данный вид сертификации необходим для определения уровня качества обслуживания потребителей в данном виде сервиса. В настоящее время обязательная сертификация услуг распространяется на многие виды услуг, которые пользуются спросом у населения - химчистка изделий, услуги парикмахерских, транспортное обслуживание, жилищно-коммунальные, экскурсионные и туристические услуги, общественное питание, розничная торговля, услуги гостиниц. Обязательная сертификация работ введена на ремонт электрооборудования, автомобилей, бытовой техники, радиоаппаратуры, телевизионных и воспроизводящих технических устройств.

Несмотря на эффективность внедрения отдельных видов сертификации в промышленности и сфере обслуживания ( сертификация услуг в бытовой сфере или сертификация работ) все больше находит подтверждения факт, что существенно поднять качество и потребительские свойства продукции можно только при переходе на комплексную стандартизацию менеджмента управления качеством (СМК ИСО 9000:2000).

Центр Сертификации Международных Стандартов - единый центр сертификации и стандартизации : сертификация работ и услуг и производства, сертификация продукции и товаров, сертификация оборудования, сертификация менеджмента качества.