Оценка НМА при долгосрочном планировании

Бизнес сегодня совершенно не похож на бизнес, каким он был в 1930-е годы, когда зародился институт профессиональной оценки. В частности, огромную роль сегодня играют такие виды активов, которые были ранее неизвестны – например, бренд. Хотя возникновение брендов и относят к рубежу XIX и XX вв., на деле они стали играть существенную роль лишь после второй мировой войны. Оценка стоимости нематериальных активов в свою очередь лишь сейчас приобретает то значение, какое ей подобает иметь. В России ее доля от общей совокупности оценочных услуг составляет порядка 5% - и то, это результат скорого роста в течение последних лет. Раньше отечественная оценка стоимости бизнеса компании де факто не учитывала такого весомого и важного ресурса, каким могут стать НМА в умелых руках и в долгосрочной перспективе.

Сегодня ее резкий подъем – результат действия сразу нескольких факторов. Во-первых, меняется структура бизнеса в России. Безусловно, сильнейший государственный сектор и опора на природные ресурсы не способствовали тому, чтобы оценка стоимости нематериальных активов процветала. Поскольку кризис показал, в известной мере, неэффективность такого подхода, а модернизация стала государственным лозунгом, к НМА стали присматриваться гораздо более внимательно. В частности, они стали эффективным способом повысить цену компании или ее части – сегодня оценка стоимости ценных бумаг, когда речь идет о промышленной компании или, тем более, фирме, занятой в сфере высоких технологий, во многом, зависит от оценки НМА.

Кроме того, больше стало долгосрочных проектов, когда ставка делалась не на кратковременную выгоду, а на то, чтобы действительно развивать, например, производство. НМА важны как раз для долгих проектов, когда оценка стоимости пакета акций или ценных бумаг определяется, исходя не из ликвидационной стоимости активов, а из возможностей их развития и приумножения. Конечно, далеко не всегда оценка стоимости бизнеса сопряжена с оценкой НМА. Но, как показывает практика, корреляция между ними возрастает.