История контекстной рекламы

Контекстная реклама – это рекламные объявления, настроенные под различные задачи и целевую аудиторию, и размещенные на сайте в виде баннера или текста. Основными носителями контекстной рекламы в Интернете являются поисковые системы, которые обуславливает широкую аудиторию её потенциальных посетителей. В то время, как сама контекстная реклама становится результатом запросов пользователей, выдаваемых системой.

Причинами возникновения контекстной рекламы послужили два фактора:

 1) рост популярности сети Интернет среди обычных пользователей;
 2) желание владельцев сайтов, вне зависимости от его технических возможностей и характеристик, оказаться на первых позициях, выдаваемых поисковой системой.

Историю своего возникновения контекстная реклама отсчитывает с 1997 года. Тогда владельцу малоизвестной молодой компании Idealab, Биллу Гроссу, пришла гениальнейшая идея: продавать ссылки, которые выдаются одновременно с результатами поисковых систем на запросы пользователей. Суть идеи состояла в повышении релевантности запроса, получаемого пользователем, за счет размещения рекламных ссылок на первых страницах сайта. Тогда же компания лицензировала поиск по базам данных Inktomi, которые используют многие поисковые системы: About.com, Hotbot, MSN, Yahoo и другие. В то же время следует отметить, что подобная идея: размещение и грамотное использование рекламы в сети интернет - существовала и ранее, однако, она не была вовремя реализована и запатентована.

Уже в июне 1998 года был запущен проект Goto.com (позже переименованный в overture.com) – это поисковая система, которая, в ответ на поисковый запрос пользователя, сначала выдавала релевантные рекламные ссылки, и лишь затем – результаты поиска, которые были основаны на ранжировании сайтов.

Такая простая мысль: получить первые позиции по результаты выдачи поисковой системы, была высоко оценена не только владельцами сайтов, стремящимися популяризировать свой проект. Но и владельцами поисковых систем, смекнувших, что контекстная реклама сайта может принести даже больший доход, чем баннерная реклама. Идея стала настолько популярной, что, с целью охвата большей аудитории, рекламные ссылки начали выдаваться и на сайтах партнеров. В июле 2003 года компания Overture.com была приобретена Yahoo за 1,63 долларов США, и сегодня она продолжает работать с популярнейшими поисковыми системами: AltaVista, Lycos, MSN, Yahoo, Cnet и другими.

В России первая контекстная реклама в Интернете появилась в поисковой системе Яндекс, в начале 1998 года. Вслед за Яндексом первые контекстные рекламные модули появились и на других российских порталах, например, Рамблер и Апорт. Контекстная реклама становилась, получившая большую популярность и в нашей стране, претерпевала качественные изменения, был модифицирован и таргетинг рекламы (механизм, позволяющий выделить целевую аудиторию). Если изначально таргетинг был введен только по поисковым запросам, то позже, после 2005 года, поисковой системой Яндекс был введен и географический таргетинг. В этот же период был разработан и внедрен тематический таргетинг, затем поведенческий и, наконец, социально-демографический таргетинг. Изменился и формант контекстной рекламы: сухие текстовые объявления были сменены текстово-графическими, на смену которым пришли медийно-контекстные баннеры, а чуть позже и видео-объявления.

Однако и это далеко не предел. Тенденции развития и спрос на контекстную рекламу таковы, что вскоре появятся и другие качественно-новые виды объявлений, тогда как поведенческий и социально-демографический таргетинг будут более популярными. Вполне вероятно, что вскоре контекстная и медийная рекламы станут единым целым. Помимо этого рост популярности контекстной рекламы возрастет и у социальных сетей, которые уже и сегодня заинтересовали рекламодателей.

Контекстная реклама – это особый подход к рекламе бизнеса или услуг, отвечающий возможностям и требованиям времени.