20 декабря 2011 года. 19:53

Через 10 дней руковолители смогут начать подсчет своих затрат и доходов

Именно 1 января 2012 года начнется новый экономический год, в котором впервые за 18 лет бизнемсены и руководители получат уникальную возможность - взглянуть на себя в "экономическое" зеркало.
Грядущее статистическое обследование по итогам 2011 года прошествует по стране во 2 квартале. Но именно с 1 января мы возьмем в руки карандаш...
**
Впервые с 1995 года руководители почти тысячи крупных и средних предприятий Вологодчины с ручкой в руках и по науке подсчитают: сколько и на что средств они потратили, а сколько и чего - произвели?..

1 января начнется выборочное федеральное статистическое наблюдение, основы которого заложил в мире знаменитый ученый, и россиянин Василий Леонтьев в 1923 году. Мы беседуем с руководителем Вологдастата Анатолием ЛЫСОВЫМ.
- Анатолий Геннадьевич, Росстат начал работы по составлению таблиц "затраты-выпуск" экономики России за 2011 год. Но некоторые уверены: метод изжил себя. Нужна ли эта работа сегодня?
- Несомненно нужна. Прежде чем ответить, задам вопрос: "Для управления экономикой страны нужна ли информация о межотраслевом взаимодействии, о структурных пропорциях, о системе ценообразования?" По-моему, очевидно: все эти данные просто необходимы. Именно такую картину нам и дадут таблицы "затраты-выпуск". Правда, в нашей стране они более известны как межотраслевые балансы. Время уже доказало жизнеспособность многих схем советского времени. Информация, содержащаяся в системе взаимосвязанных и согласованных таблиц "затраты-выпуск", содержит наиболее полную характеристику межотраслевых связей, формирования ресурсов продукции, процессов ценообразования, степени зависимости от остального мира... Подобную систему показателей невозможно получить посредством создания иных статистических инструментов.

- Нельзя ли пояснить это на понятном для читателя примере?
- Завод произвел одну тонну молока. Условно она стоит 20 тысяч рублей. Для ее производства нужно многое - от стали на сварку кузова молоковоза, ГСМ и бензина, электроэнергии, услуг сторонним организациям по упаковке - до аренды кабинета бухгалтера и стула, ручки со степлером для сотрудников отдела кадров этого же завода. (Зарплата персоналов не входит в наши схемы, мы ее учитывать не будем). Перед нами развернется вся детализированная картина, как по отраслям, так и по продуктам! Мы узнаем, сколько и чего затратили мы произведя эту тонну молока.
- Почему к этой работе обратились после огромного перерыва в 17 лет?
- Были объективные причины. Страна с 80-летней историей и устойчивой экономикой рухнула, а с ней - многие законы. Методы исследования, организация статистического учета стремительно переориентировались с плановой экономики на рыночное ведение хозяйства. Менялось и совершенствовалось законодательство. Все это сопровождалось довольно высоким уровнем инфляции.
- Итак, все это нужно управленцам высшего звена и ученым-экономистам. Меж тем дополнительная и серьезная нагрузка по заполнению специальных довольно сложных бланков ляжет на сотрудников предприятий.
- Да, восторга это не вызывает. Но наши респонденты работают в правовом поле. Они обязаны нам предоставлять информацию, это своего рода информационный налог. Но продвинутые, грамотные специалисты понимают, выполняя обременительную работу, они, в том числе и сами, получат возможность провести всесторонний структурный анализ, мониторинг экономических процессов именно их предприятия. В бизнесе ведь главное - соотнести доходы с расходами и найти решение по увеличению первых и сокращению вторых, а такая информация как раз не будет лишней. Я специально наблюдал реакцию людей на анших обучающих семинарах. Ни недовольства, ни непонимания - наоборот, люди готовы всесторонне нам помочь, и спасибо им за это.
- Сколько всего в нашей области таких учреждений и организаций?
- Число крупных и средних приближается к тысяче. Плюс, попавших в выборку, около 700 некоммерческих организаций. Также мы проведем и выборочное обследование малых предприятий - 10 процентов, это почти полторы тысячи единиц. Столько же - индивидуальных предпринимателей – более 3 тысяч. Выборочно же обследуем 20 процентов -500 бюджетных учреждений. Они все получили конверты с нужными формами документов, проходят обучение.
В целом Вологодская область готова к проведению этого масштабного мероприятия. Уверен, что мы проведем его на достойном уровне. Как, кстати, провели мы в 2011 году сплошное обследование малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - наш регион на общероссийском фоне смотрится вполне благоприятно.
Татьяна ОХОТНИКОВА,
эксперт Вологдастата.

Источник: ВОЛОГДАСТАТ




Ваш комментарий