28 декабря 2009 года. 15:49

Вячеслав Позгалев: «Скажите, а какая статья в бюджете не важная?»

Ежегодная пресс­конференция с губернатором, которая традиционно организуется накануне Нового года в Вологде, с первых же минут пошла в необычном формате. Вячеслав Позгалев начал не с итогового доклада о том, как прожил регион уходящий год, после чего обычно журналисты расспрашивали губернатора.
Опередив тех, чья работа задавать вопросы, глава региона первым поставил задачу. «Я подготовил много материалов, хороших, интересных, здесь несколько тысяч разных цифр — правильных, честных, — показал Вячеслав Евгеньевич пачку листов в доказательство того, что к встрече он готовился. — Но хочу поменять форму общения. Хотел бы вас спросить: какое событие в уходящем году было самым важным, или самым заметным, или самым скандальным, или каким­то еще, что могло бы выделить его из повсе­дневного ряда наших дел? Назовите, а я это событие прокомментирую. Мне это очень важно — я мог бы сделать вывод о том, что важно для жителей области, чем те или иные события запомнились больше других». Через несколько секунд было названо первое событие.

Пожар в Перми.

— Событие в Перми — пожар в ночном клубе — одно из самых трагичных. Мы наблюдаем, как во всех регионах, в том числе и нашем, начались проверки на предмет обеспечения пожарной безопасности зданий. Когда закончатся проверки? Нет ли перекосов, можно ли говорить о коррупции?

— К данному событию применима такая пословица: «Пока жареный петух не клюнет…». Вспомните трагедию, которая случилась много лет назад в нашей области в Михайловском, когда сгорели люди в доме инвалидов. Это было страшная картина. После этого мы провели серьезную работу по проверке данных учреждений на соответствие требованиям пожарной безопасности, по оснащению их средствами противопожарной защиты, по дислокации и оснащению пожарных частей. И с тех пор область выглядела довольно прилично, была на хорошем счету у МЧС. Мы одними из первых заключили соглашение с МЧС, передав им полномочия и функции по контролю и содержанию пожарной безопасности. На этот раз к проверке подключена прокуратура. Проверили практически все места с массовым пребыванием людей. Примерно в трети случаев материалы проверок переданы в судебные органы с требованием закрыть эти учреждения. Когда президент сказал «Не надо кошмарить бизнес» и была установлена периодичность проверок — не чаще одного раза в три года, контрольные органы в чиновничьем рвении стали буквально исполнять эти указания. Не дай бог, их накажут, если они будут это делать чаще. В итоге мы увидели, что в некоторых учреждениях про правила пожарной безопасности, санитарии просто забыли. Недавно был в Череповце, зашел на городской рынок, пришел в ужас от антисанитарии, которую увидел. Обратился с вопросом к Роспо­требнадзору. А они отвечают: «Мы не можем обязать, только прокуратура. В прокуратуру обращались, там отказали». Но если вы явно видите нарушения, почему не настаиваете? Этот синдром бездействия вырабатывался в крови чиновников десятилетиями.

Развитие малого бизнеса.

— В связи с сокращениями на предприятиях государство, область поддерживают развитие малого бизнеса. Какое направление, на ваш взгляд, стоит выбирать начинающим предпринимателям?

— Все, что связано с малым предпринимательством, должно быть связано с человеком. Это от стрижки ногтей до стрижки волос, торговля, сфера услуг и сельское хозяйство, производство продуктов питания — от мини­пекарен до мини­сыроварен… Мы заинтересованы в развитии производств, изготовлении предметов быта, развития народных ремесел. Приняли ряд мер для поддержки малого бизнеса. В общей сложности выделяем около миллиарда рублей в поддержку малого бизнеса.

Последствия кризиса для Череповца.

— В Череповце продолжают строить Ягорбский мост, строятся поликлиника и детский сад. Правда, не так просто и быстро ведется строительство. Но город металлургов, возможно, сильнее, чем другие города Вологодчины, ощутил по­следствия кризиса. С первых лет своего губернаторства вы говорили о диверсификации экономики, предпринимали конкретные шаги в этом направлении. Не хватило времени, чтобы развить и укрепить другие отрасли экономики, либо усилия были недостаточные?

— Череповец сегодня нельзя назвать только городом металлургов: в нем развита химическая промышленность, создана мощная строительно­монтажная индустрия. Поэтому даже не получая больших налогов с прибыли «Северстали», область прожила это год.

Что касается снятия нагрузки с Череповца, то это развитие индустриального парка «Шексна». Мэр Олег Кувшинников понимает важность этого проекта для Череповца. Затевали «Шексну» еще задолго до кризиса, потому что мы знали, что на «Северстали» почти 10 тысяч лишних работников. И предполагали, что с развитием «Шексны» излишняя численность квалифицированных работников перейдет туда. От Заречья до Шексны 20 минут езды на электричке. В первом квартале 2010 года будет пущен трубопрофильный завод. Кроме того, там будет еще два металлических завода, будет химико­биологическое направление, в том числе и фармацевтическая фабрика будет строиться. Появится и завод автомобильного стекла, много других производств. «Шексна» осваивается. Буквально сегодня подписал письмо: Внешэкономбанк выделил миллиард рублей на строительство участка железной дороги от станции Шеломово до индустриального парка. Работа идет. С развитием «Шексны» с Череповца будет во многом снята проблема трудоустройства промперсонала.

Кроме того, мы планируем запустить швейную фабрику, там можно создать две тысячи рабочих мест. Раньше была большая фабрика «Рассвет», она сейчас не функционирует, есть планы поставить ее на ноги. Работа по диверсификации дала свой результат. Мы ни копейки не получили от «Северстали», более того, два миллиарда рублей прошлогодних переплат вернули ей в этом году.

Если бы эта работа не начиналась десять лет назад, то мы были бы самой депрессивной территорией. И несмотря на падение объемов производства в прошлом году до 47 %, в этом году достигнем почти 90 %.

Транспортный налог.

— Согласованы поправки к Налоговому кодексу по транспортному налогу, и теперь местные власти могут варьировать его размер в более широких рамках — увеличить его или уменьшить. Изменится ли транспортный налог в Вологодской области? Сократится ли объем субсидий из федерального бюджета на ремонт и строительство дорог?

— Транспортный налог останется у нас без изменений. Областных средств на строительство дорог фактически не будет — финансирование будет только в той части, в которой мы должны будем обеспечить софинансирование федеральных программ. Но к чести федерального агентства по дорожному хозяйству, они в этом году выделили нам много денег. И все стройки, которые мы вели, будем продолжать. Это участок дороги от Сокола в сторону Вологды, вся дорога на Архангельск — должна быть такая. На Москву закончили дорогу. Будем продолжать строить обход вокруг Вологды и въезд в Вологду. Будет строиться дорога от Вытегры в сторону Медвежьегорска. В этом году ввели 25 км таких хороших дорог. В следующем году будет построено столько же. Ремонт тоже будет продолжен на уровне нынешнего года.

Демографический рост.

— Детей рождается в последние годы больше. Но почему недостаточно финансируются объекты, связанные с детством? Детская областная больница испытывала проблемы, в области недостаток детских садов.

— А вы скажите, какая статья в бюджете не важная? Назовете — ее исключим. У нас в области очередь в детские сады составляет около 5 тысяч человек. Детей рождается больше с каждым годом. Тема чрезвычайно важная. И мы это понимаем, когда начинаем думать, что является самым важным, а что убрать из финансирования, чем поступиться. Бюджет в этом году в два раза меньше прошлогоднего. При этом мы не только сохраняем все социальные обязательства, то есть выплачиваем заработную плату и даже планируем ее повышение, но и продолжаем строить школы, больницы, дороги, мосты, жилье для молодых. Пусть и не в таком объеме, как прежде. Была бы возможность, я бы все средства направил на образование. Нам надо заниматься образованием. И если мы проводим сегодня оптимизацию сферы образования, то не потому, что мы не любим педагогов, а потому, что мы очень любим детей. Мы хотим, чтобы наши дети получали хорошее образование.

ЕГЭ в штатном режиме.

— Школьные учителя, особенно русского языка и литературы, высказываются против ЕГЭ. Как вы относитесь к такой форме аттестации?

— Я проехал в этом году больше половины областных школ. Все за ЕГЭ. Они иногда не довольны ЕМЭ. Есть нюансы: трудно сдавать ЕГЭ по литературе, истории — гуманитарным наукам. Математика, физика — прекрасно. Русский язык — тоже хорошо. Я, кстати, сдал ЕГЭ по русскому на пятерку. В этом году сдавал экзамен по математике. Прошел всю процедуру: конверт вскрывал, получил задания, на первой странице решал задачу — решил. Скажу — прекрасная система. Есть некое особое мнение у столичных вузов, но даже ректор МГУ Садовничий смягчил свою позицию и теперь тоже за ЕГЭ. ЕГЭ открывает двери самых престижных столичных вузов. В этом году в престижные вузы поступило как никогда много школьников Вологодчины. Встречался с вологодскими студентами в Москве — они примкнули к Вологодскому землячеству, их около 600 человек. Прекрасные ребята! Мне даже ректор МГИМО написал благодарность за вологодских студентов — как за самых активных, самых передовых.

Год молодежи.

— 2009­й год был объявлен Годом молодежи. Но из­за дефицита бюджета были снижены расходы на спорт. Каким образом мы будем призывать молодежь вести здоровый образ жизни, заниматься спортом?

— Не в строительстве плавательных бассейнов и конных манежей, наверное, решение вопроса здорового образа жизни и популярности физической культуры. Хотя мы и строим спортивные сооружения. Сейчас открываем в поселке Майском искусственный лед, будут построены спортсооружения в Верховажье, Харовске, Молочном, в Вологде будет введено несколько. В Вытегре построили базу МЧС, спортивный зал которой отдали детям для занятий. Но скажите, чтобы заниматься спортом, обязательно нужны какие­то сооружения? Заниматься можно, начиная утро с физзарядки. ФОКи, бассейны — это как дополнение. Бросьте курить, сделайте первый шаг к здоровью!

«Нам нужны люди, которые имеют опыт кризисного управления».

— Год, безусловно, прошел под знаком кризиса. Многих это коснулось. Но простые люди смотрят прежде всего на чиновников — а как же им живется? Правительство области заявило о сокращении аппарата. Как прошло это сокращение? Были слухи о перестановках, реструктуризации правительства области, увольнении одних, появлении новых должностей.

— Вопрос оптимизации бюджетных расходов мы жестко поставили в конце 2008 года, мы понимали, что надо пережить 2009 год. Общая сумма неэффективных расходов была под 7,5 млрд рублей. Понимали, что если эти деньги высвободить, то мы могли закрыть те дыры, которые образовались из­за недополучения налогов. Мы сделали серьезный анализ функций персонала. Начали с самых элементарных вещей — фотографии рабочего дня, это метод контроля за деятельностью. Я поручил, чтобы каждый чиновник описал свой рабочий день. Примерно так: 8.00 — пришел на работу, 8.05 — снял пальто и т. д. Попробуйте вы описать свой день вот так — и найдете колоссальные резервы свободного времени. Я так делал даже в личной жизни, по семейным расходам. В итоге мы убедились, что треть чиновников дублируют друг друга, а четверть вообще не нужны, у них работы нет. Мы достаточно объективно отнеслись к оценке своего потенциала, поставили задачу сократить 30 %. Сократили все вакантные должности, которые по полгода не заполнялись. После этого стала возможной оптимизация структуры управления областного правительства. Мы пошли по пути слияния департаментов. Соединили комитет по охране памятников и департамент культуры, департаменты по делам молодежи и физкультуры, департаменты сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, департаменты дорожного хозяйства и транспорта, департаменты строительства и развития муниципальных образований. При этом мы старались выстроить систему таким образом, чтобы была единая вертикаль федерального и областного правительства. Например, есть Министерство регионального развития, и у нас появляется департамент строительства и ЖКХ. Есть Министерство энергетики — будет у нас департамент топливно­энергетического комплекса. Кстати, единственный вновь образованный. Мы придаем ему огромное значение, потому что Вологодская область энергодефицитная, уделяется серьезное внимание развитию топливно­энергетического комплекса области. Что касается высшего руководства, то введена должность первого вице­губернатора. Первый вице­губернатор заменяет губернатора во время его отсутствия, исполняет его обязанности. Вице­губернатор заменяет отсутству­ющих первых заместителей. Вице­губернатором назначен Виктор Рябишин. Также сейчас готовим структуры, которые в будущем станут министерствами. При структуре министерств не будет зам. губернатора, будет министр. Например, сельского хозяйства и продовольствия — так, как это есть в федеральном правительстве. И в регионе этот министр будет полностью осуществлять хозяйственную деятельность, выполняя функции, возложенные на данную структуру. Аналогично министерство транспорта у нас — точная копия федерального министерства. Есть ведь еще один нюанс. Когда федеральные деньги идут сверху вниз, они могут идти только в подведомственную структуру, а не просто в правительство Вологодской области. Министерства появятся в следующем году, скорее всего во втором полугодии, — надо окончательно встать на ноги после кризиса. Сейчас ведется большая подготовительная работа.

Говорят, что у нас одно из самых возрастных правительств. Но в трудное время гнаться за омоложением команды только ради омоложения — нерационально. Мы составляем списки резерва управленческих кадров, подтягиваем молодых специалистов на должности зам. начальников департаментов. В кризисный момент очень нужны люди, которые имеют опыт кризисного управления. И все же начался набор молодых. На должность главы департамента спорта и молодежи будет назначен известный многим молодой человек — назову его имя, когда назначу, не буду раньше времени.

Что касается конкретных персоналий, то первый зам. губернатора, курирующий вопросы агропромышленного комплекса, Сергей Михайлович Громов ушел на пенсию по состоянию здоровья, осенью он был в отпуске, 12 декабря отпуск истек. Ему год до официальной пенсии — исполнилось осенью 59 лет. Но врачи настоятельно рекомендуют заняться своим здоровьем. Вместо него после объединения двух структур будет зам. департамента сельского хозяй­ства и продресурсов Тамара Бритвина.

Елена Жиборт
№242(22652)
28.12.2009

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий