3 апреля 2009 года. 08:05

Игорь Артемьев: «В Вологодской области нефтяные компании не конкурируют между собой»

Вчера вологодское управление ФАС наложило штрафы на ООО «Лукойл­Волганефтепродукт» и ООО «Энтиком­инвест» (АЗС «РуссНефть») за согласованные действия по удержанию одинаковых цен на бензин в 2008 году.
Штрафы можно назвать поистине огромными: Лукойл заплатит государству примерно 148 млн рублей, а «Энтиком» — около 31,5 млн рублей. По мнению ФАС, с января по октябрь прошлого года эти две фирмы работали в сговоре. Специалисты антимонопольной службы заявляют, что готовы отстаивать свое решение в арбитражном суде. О причинах монополизированности топливного, а также других рынков в заочном интервью газете «Речь» рассказал глава Российской федеральной антимопонольной службы Игорь Артемьев.

Об автозаправках.

— В Вологодской области практически все АЗС так или иначе зависят от Лукойла, конкурентной среды на региональном топливном рынке нет. Почему сложилась такая ситуация в нескольких регионах России и какие меры ФАС может предпринимать по развитию конкуренции на монополизированных топливных рынках? Какие меры предпринимает правительство России?

— Практически на всей территории России уровень конкуренции на топливных рынках недостаточно высок. Преобладает тенденция присутствия в каждом из регионов двух или даже одного игрока с доминирующим положением, что фактически сводит на нет возможность появления здоровых конкурентных условий и, следовательно, рыночного ценообразования в рознице. Являясь конкурентоспособными компаниями на международном рынке нефтепродуктов, в России крупнейшие вертикально­интегрированные нефтяные компании практически не конкурируют между собой, поделив территорию страны на «регионы присутствия». Подобная ситуация наблюдается и в Вологодской области. В мировой практике АЗС — достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств сфера реализации нефтепродуктов России требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний — владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия федерального закона. В настоящее время соответ­ствующее предложение включено в проект программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается правительством РФ и разработан Минэкономразвития РФ и ФАС России.

О Газпроме.

— Почему Газпрому даны такие широкие полномочия: потребители его услуг за пределами России и в глубине России часто вынуждены идти на заключение невыгодных для себя договоров?

— Совсем недавно мы завершили рассмотрение дела в отношении Газпрома, которое было возбуждено по жалобе компании «Транс Нафта». ФАС России, являясь государственным органом, защитила позицию именно независимой компании в споре с газовым монополистом. Было установлено, что Газпром необоснованно препят­ствовал доступу «Транс Нафта» на рынок поставки и транспортировки газа в Республику Татарстан, а также поставил компанию в неравные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку и транспортировку газа в регион. За данное нарушение антимонопольного законодательства Газпром получил «оборотный» штраф, рассчитанный в процентах от годовой выручки монополии на территории Татарстана.

О рекламе банковских услуг.

— Не так давно ФАС активно занималась контролем в сфере рекламы банковских продуктов. Каких результатов удалось достичь в этом направлении, все ли банки стали раскрывать полную информацию по кредитам? Прекратились ли злоупотребления в виде текста мелким шрифтом или неполного предоставления информации?

— С введением в действие в 2006 году нового Федерального закона «О рекламе» требования к такой рекламе были в достаточной мере либерализованы.

Сейчас не требуется указывать все условия договора. Для соблюдения закона достаточно указать условия, которые влияют на сумму доходов и расходов лиц, воспользовавшихся банковскими услугами, а если рекламируется кредитный продукт, то в рекламе должны быть указаны условия, определяющие и влияющие на его стоимость. Несмотря на смягчение законодательства, количество нарушений финансовыми организациями требований по раскрытию информации об условиях предоставляемых услуг значительно и составляет более 11 % всех выявленных нами нарушений законодательства о рекламе. Так, в 2007 — 2008 годах нами выявлено более 3 тыс. фактов, послуживших основанием для возбуждения дела. Следует отметить, что в период предъявления жестких требований к раскрытию в рекламе всех условий договора финансовые организации допускали меньше нарушений. Так, например, в 2005 году такие нарушения в структуре выявленных нарушений законодательства о рекламе составили менее 2 %. В последнее время широкое распространение получила практика сообщения в рекламе сведений об условиях предоставляемых услуг неразборчивым, плохо различимым, нечитаемым текстом. При этом одно из условий, например процентная ставка по кредиту, указывается ярко и броско. Такие случаи мы рассматриваем как нарушение закона, поскольку обязательные в силу закона сведения в рекламе присутствуют формально при отсутствии возможности их прочтения и восприятия.

Андрей Ненастьев
№56(22466)
02.04.2009

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий

Популярное в рубрике

Петух и Ворон подтопили Кадуй и его окрестности

Два притока Суды разлились с такой силой, что в муниципальном округе объявлен режим повышенной готовности

Последнее в рубрике

Центр Вологды будут перекрывать для личного и общественного транспорта три дня подряд

Ограничения запланированы на 7, 8 и 9 мая в связи с мероприятиями, посвященными Дню Победы. Публикуем подробный перечень всех этих запретов