Реклама «под колпаком»
За ее «моральным обликом» и законностью на Вологодчине будут следить более пристально
Этично ли использовать слово «секс» в рекламе? Почему в Вологде не так давно запретили баннер с текстом «Открой в себе стерву»?.. В нашей области начал работу представитель общественного совета по социальной рекламе в СевероЗападном федеральном округе. Этот совет собирает информацию о рекламных продуктах по всей России, после чего ведущие лингвисты, психологи, педагоги и другие специалисты определяют степень этичности подозрительных рекламных произведений. Вопрос этики сопряжен и с проблемой недобросовестной конкуренции.
В Вологодской области начал работу представитель общественного совета по социальной рекламе в СевероЗападном федеральном округе. Основная задача его деятельности — «повысить уровень этичности и одухотворенности» информации, которая подается в качестве рекламы.
Общественный совет через своих представителей собирает информацию о рекламных продуктах по всей России, после чего ведущие лингвисты, психологи, педагоги и другие специалисты определяют степень этичности подозрительных рекламных произведений. По мнению специалистов регионального контролирующего органа рекламного рынка, управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, вопросы этики в рекламе сегодня зачастую сопряжены еще и с проблемой недобросовестной конкуренции с использованием сомнительных пиарприемов.
Задача общественного совета по социальной рекламе проста — давать оценки. Эксперты из нескольких отраслей пристально рассматривают рекламные продукты и определяют, насколько они этичны. Однако итоговая оценка далеко не всегда оказывается поводом к действию. «Признают они, например, какойлибо ролик неэтичным, и что дальше? — задается вопросом начальник областного УФАС Александр Сазонов. — Этика — это очень расплывчатое понятие. Скажем, слово «секс» в текстовой рекламе, наверное, далеко не всегда будет являться этичным, но это слово не считается бранным или нецензурным, и такую рекламу не всегда можно запретить». Глава управления приводит вологодский пример: здесь не так давно запретили баннер с фразой «Открой в себе стерву», который рекламировал салон красоты «Стерва». Филологическая экспертиза показала, что слово «стерва» имеет ругательный оттенок; в результате фирме пришлось снять баннер, а позднее поменять и название салона. В этом случае нарушение этики совпало с нарушением закона.
Как отмечают специалисты, конкуренция на рекламном рынке обостряется, и связано это с тем, что усиливается конкуренция фирм, заказывающих рекламу. При этом конкуренты зачастую используют очевидно нечестные приемы игры. Так, недавно УФАС уличило череповецкую аудиторскую фирму «АудитПрестиж» в нарушении антимонопольного закона. Компания разослала по организациям факс с рекламным текстом, где говорилось, что «АудитПрестиж» готов провести качественные аудиторские проверки предприятий, а в доказательство качества работы предлагался список клиентов, с которыми якобы работал «АудитПрестиж». Среди таких клиентов оказались солидные организации: «Водоканал», «Череповецдорстрой», «Железобетон12», «Промжилпроект» и так далее. Как выяснилось в ходе проверки, на самом деле все эти предприятия — клиенты другой аудиторской фирмы, ООО «Консультационноинформационная фирма «АудитЭкспертиза», откуда не так давно ушли несколько сотрудников, основавших ту самую фирму «АудитПрестиж». Основали они ее в январе 2008 года, и «антимонопольщики» задались резонным вопросом: как можно за несколько месяцев наработать такую клиентскую базу, если аудиторская проверка только одного предприятия длится до месяца, а то и больше. В итоге «АудитПрестиж» признали виновным в недобросовестной конкуренции; компания отделалась предписанием об устранении нарушений.
Подобные рекламные приемы не редкость. Так, в Вологде «раздвоилось» одно из местных ателье, после чего ушедшие сотрудники разместили в газете рекламу, где указывалось, что ателье всего лишь поменяло адрес. На самом деле новое ателье работало под названием старого, которое также продолжало функционировать. В результате разбирательства новое ателье вынуждено было взять и новое название. «Цель таких приемов проста — сохранить клиентов, — утверждает Александр Сазонов. — Такие формы рекламы могут квалифицироваться нами одновременно и как недобросовестная реклама, и как недобросовестная конкуренция. Фирма, чьи интересы были ущемлены, в принципе, может через суд получить возмещение упущенной выгоды, но таких прецедентов в Вологодской области пока не было».
Еще одна форма недобросовестной рекламы — введение потенциальных клиентов в заблуждение о предоставляемых услугах. Этим не так давно «страдали» отдельные банки, в основном филиалы столичных кредитных организаций. Наиболее распространенным был вариант, когда клиент оформлял кредит, не владея всей информацией о его условиях. Мелкий шрифт — главное, чем пользовались недобросовестные банкиры, желающие «развести» человека на деньги. «Около двух лет назад мы по своей инициативе прошлись по вологодским банкам в качестве клиентов и посмотрели, как доводится информация о кредитах, — рассказывает руководитель УФАС. — Особых нарушений тогда не нашли. Клиенту нужно было просто проявлять настойчивость, то есть банки давали полные распечатки выплат по требованию. Сейчас практически все банки предоставляют полную информацию о кредитах, хотя есть отдельные филиалы, где усматриваются определенные нарушения. По одному из таких филиалов мы сейчас как раз собираем информацию».
Андрей Ненастьев
№137(22300)
28.07.2008
Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей
До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт→
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →