28 июля 2008 года. 07:56

Реклама «под колпаком»

За ее «мораль­ным обликом» и законностью на Вологодчине будут следить более пристально
Этично ли использовать слово «секс» в рекламе? Почему в Вологде не так давно запретили баннер с текстом «Открой в себе стерву»?.. В нашей области начал работу представитель общественного совета по социальной рекламе в Северо­Западном федеральном округе. Этот совет собирает информацию о рекламных продуктах по всей России, после чего ведущие лингвисты, психологи, педагоги и другие специалисты определяют степень этичности подо­зрительных рекламных произведений. Вопрос этики сопряжен и с проблемой недобросовестной конкуренции.

В Вологодской области начал работу представитель общественного совета по социальной рекламе в Северо­Западном федеральном округе. Основная задача его деятельности — «повысить уровень этичности и одухотворенности» информации, которая подается в качестве рекламы.

Общественный совет через своих представителей собирает информацию о рекламных продуктах по всей России, после чего ведущие лингвисты, психологи, педагоги и другие специалисты определяют степень этичности подозрительных рекламных произведений. По мнению специалистов регионального контролирующего органа рекламного рынка, управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, вопросы этики в рекламе сегодня зачастую сопряжены еще и с проблемой недобросовестной конкуренции с использованием сомнительных пиар­приемов.

Задача общественного совета по социальной рекламе проста — давать оценки. Эксперты из нескольких отраслей пристально рассматривают рекламные продукты и определяют, насколько они этичны. Однако итоговая оценка далеко не всегда оказывается поводом к действию. «Признают они, например, какой­либо ролик неэтичным, и что дальше? — задается вопросом начальник областного УФАС Александр Сазонов. — Этика — это очень расплывчатое понятие. Скажем, слово «секс» в текстовой рекламе, наверное, далеко не всегда будет являться этичным, но это слово не считается бранным или нецензурным, и такую рекламу не всегда можно запретить». Глава управления приводит вологодский пример: здесь не так давно запретили баннер с фразой «Открой в себе стерву», который рекламировал салон красоты «Стерва». Филологическая экспертиза показала, что слово «стерва» имеет ругательный оттенок; в результате фирме пришлось снять баннер, а позднее поменять и название салона. В этом случае нарушение этики совпало с нарушением закона.

Как отмечают специалисты, конкуренция на рекламном рынке обостряется, и связано это с тем, что усиливается конкуренция фирм, заказывающих рекламу. При этом конкуренты зачастую используют очевидно нечестные приемы игры. Так, недавно УФАС уличило череповецкую аудиторскую фирму «Аудит­Престиж» в нарушении антимонопольного закона. Компания разослала по организациям факс с рекламным текстом, где говорилось, что «Аудит­Престиж» готов провести качественные аудиторские проверки предприятий, а в доказательство качества работы предлагался список клиентов, с которыми якобы работал «Аудит­Престиж». Среди таких клиентов оказались солидные организации: «Водоканал», «Череповецдорстрой», «Железобетон­12», «Промжилпроект» и так далее. Как выяснилось в ходе проверки, на самом деле все эти предприятия — клиенты другой аудиторской фирмы, ООО «Консультационно­информационная фирма «Аудит­Экспертиза», откуда не так давно ушли несколько сотрудников, основавших ту самую фирму «Аудит­Престиж». Основали они ее в январе 2008 года, и «антимонопольщики» задались резонным вопросом: как можно за несколько месяцев наработать такую клиентскую базу, если аудиторская проверка только одного предприятия длится до месяца, а то и больше. В итоге «Аудит­Престиж» признали виновным в недобросовестной конкуренции; компания отделалась предписанием об устранении нарушений.

Подобные рекламные приемы не редкость. Так, в Вологде «раздвоилось» одно из местных ателье, после чего ушедшие сотрудники разместили в газете рекламу, где указывалось, что ателье всего лишь поменяло адрес. На самом деле новое ателье работало под названием старого, которое также продолжало функционировать. В результате разбирательства новое ателье вынуждено было взять и новое название. «Цель таких приемов проста — сохранить клиентов, — утверждает Александр Сазонов. — Такие формы рекламы могут квалифицироваться нами одновременно и как недобросовестная реклама, и как недобросовестная конкуренция. Фирма, чьи интересы были ущемлены, в принципе, может через суд получить возмещение упущенной выгоды, но таких прецедентов в Вологодской области пока не было».

Еще одна форма недобросовестной рекламы — введение потенциальных клиентов в заблуждение о предоставляемых услугах. Этим не так давно «страдали» отдельные банки, в основном филиалы столичных кредитных организаций. Наиболее распространенным был вариант, когда клиент оформлял кредит, не владея всей информацией о его условиях. Мелкий шрифт — главное, чем пользовались недобросовестные банкиры, желающие «развести» человека на деньги. «Около двух лет назад мы по своей инициативе прошлись по вологодским банкам в качестве клиентов и посмотрели, как доводится информация о кредитах, — рассказывает руководитель УФАС. — Особых нарушений тогда не нашли. Клиенту нужно было просто проявлять настойчивость, то есть банки давали полные распечатки выплат по требованию. Сейчас практически все банки предоставляют полную информацию о кредитах, хотя есть отдельные филиалы, где усматриваются определенные нарушения. По одному из таких филиалов мы сейчас как раз собираем информацию».

Андрей Ненастьев
№137(22300)
28.07.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Завтра на улице Панкратова в Вологде откроют двухстороннее движение для всех автомобилей

До последнего времени по участку от улицы Петина до улицы Щетинина в сторону Окружного шоссе мог ездить только общественный транспорт

Последнее в рубрике

Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией

Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа