За российской киноновинкой — к пиратам
Только благодаря им наше кино находит своего зрителя
День российского кино, который зрители и кинодеятели празднуют в понедельник, 27 августа, Череповец встретит двумя новыми отечественными лентами — «Слушая тишину» и «Глянец». Третья, «Актриса» Станислава Говорухина, «подключится» через пару дней. С начала года череповецкие кинотеатры показали около шестидесяти иностранных премьер и чуть более двадцати — российских. Таким образом, каждый четвертый фильм снят на территории нашей страны. Показатели по России иные — лишь каждый пятый из показанных в 2007 году на территории страны фильмов произведен здесь.
Как будто бы неплохо, особенно если сравнивать с 90ми. Однако в городе есть кинотеатры, которые помнят совершенно другие цифры и пропорции. «Комсомолец» не забыл, какие очереди стояли за билетами на фильмы Гайдая и Рязанова. «РояльВИО» — тот вообще существовал, когда ни советского кино, ни Советского Союза не существовало. Статистика говорит о том, что в этом году российских фильмов стало больше. Но зарабатывают они гораздо меньше.
Отчего так происходит? Возьмем три упомянутых фильма. Все об одном и том же. Провинциальная девчушка, намечтавшая себе молочных рек и кисельных берегов, приезжает в столицу с целью реализовать свой талант. Имеет ли место талант — не суть. Смысл всех трех (быть может, лишь Говорухин в «Актрисе» иначе повернул дело) в крушении надежд. Потому что Москва, как известно, слезам не верит, а стенаниям «лимиты» тем паче. Короче, в каждой ленте есть сцена рыдания героини с непременными ручьями косметики по щекам. Трогательное кино? Бесспорно. Качественное? Вне всяких сомнений. Возвращает от чернухи к истокам советской классики? Двух мнений быть не может. Кассовое? Ни в коем разе. Зарабатывать наше кино стало гораздо меньше. В начале нынешнего тысячелетия в отечественном кинематографе существовало две крайности: если фильм плохой, его попросту не брали на экран, если хороший — он тут же становился прорывом, рождая ажиотаж на уровне страны. И тогда «Ночной дозор» с «Турецким гамбитом» одной левой побивали в России «Гарри Поттера» и «Властелина колец», несмотря на всю их голливудскую магию. «Еще несколько лет назад почти перестал существовать термин «российское кино». Сейчас уже все понимают, что российское кино есть, — считает артдиректор кинотеатра «Киномир» и ведущий одноименной программы на местном телевидении Леонид Лавров. — И зритель охотно на него ходит. Между тем горячими фильмами и мыльными операми он уже наелся и хочет шедевров, с которыми пока напряженка». Леонид Валентинович так и не смог припомнить ни одного российского фильма этого года, который бы по сборам приблизился к голливудским.
И все же наше кино поперло. Куй железо, пока горячо. С молотом к наковальне встали одновременно и те, кто под ажиотажный шумок захотел протащить слепленную за три минуты и три копейки поделку, и те кто решил воспользоваться возвращением зрителя в кинотеатры для проталкивания глубокого, умного кино. И те и другие провалились, по крайней мере финансово. Первых с фильмами вроде «Параграфа78» быстро раскусили, ленты вторых смотрели пять человек, причем одни и те же. Постепенно элитное кино вернулось в андеграунд, откуда пришло. Сегодняшние кинотеатры, которых, кстати, в стране больше тысячи, не приспособлены для философской саги: если два часа сплошная болтовня или игра в молчанку, а на экране кровать, тумбочка и ковер на стене — для какой тогда надобности в зале понавесили дорогостоящих динамиков.
Несмотря на это, череповецкий киновед Игорь Птицын доволен сегодняшним кинопроцессом в стране: «В последние полторадва года заявила о себе новая волна, которая повернула маховик в сторону социального кино — «Простые вещи», «Эйфория», «Груз 200», «Изображая жертву», «Живой». Да, не все из них назовешь гениальными, но тенденция налицо. Мы много лет копировали худшие американские образцы, пришло время обратиться к своим корням».
При этом Игорь Птицын уверен, что отечественное зрительское кино исчезло как вид. Фильмов, которые бы посмотрели 50 — 60 миллионов, как было раньше, сегодня не снять, как ни старайся. А вышеупомянутые кинополотна в Череповце отыщутся только у пиратов, причем все вместе и по низкой цене. В городе, тем не менее, существует несколько заведений для киногурманов. Тот же Игорь Птицын продолжает практику киноклубов, где фильм, понастоящему заметный, не только смотрится, но и обсуждается. Заседания клуба обычно проходят осенью, потому что основная часть птицынских «прихожан» — студенты, а первый семестр в вузах гораздо легче и свободнее второго. К благому делу присоединились и два череповецких развлекательных клуба — каждый выделил день, как правило, будний, для показа альтернативного или старого кино. Причем бесплатно. Выпивка, разумеется, за ваш счет.
За последнее десятилетие количество кинозалов с современным оборудованием достигло 1000 и продолжает расти. Общие сборы увеличились в 50 раз — с $7 млн в 2000 г. до $350 — 370 млн в нынешнем. По объему кинорынка мы вышли на 5 — 6 место среди европейских стран.
Сергей Виноградов
№160(22075)
27.08.2007

Кусок улицы Мира в Вологде от ЦУМа до памятника Ленину закрывают для транспорта
Ограничения начнут действовать с 6 августа. Срок их окончания не называется→

Как малому бизнесу Вологды привлечь клиентов в цифровую эпоху
В современном мире, где интернет стал основным каналом общения и продаж, малый бизнес Вологды сталки→