6 июня 2007 года. 09:22

Над «е» расставили точки

Судьбу самой необяза­тельной литеры русско­го алфавита — буквы «е» — решала на много­часовом заседании межведомственная комиссия по рус­скому языку
Молодой игрок хоккейной «Северстали» Семен Кокуев входит в три процента россиян, в чьих фамилиях имеется буква «е». На опущение ее в имени череповецкий юноша давно махнул рукой, а за собственную фамилию при помощи руководства клуба и тренерского состава еще борется. С газетами, телевизионными дикторами и неграмотными болельщиками. Результат налицо — некоторые СМИ, несмотря на дополнительный расход краски, расставляют точки над «е». К сожалению для них и к радости для нас, забивает Кокуев часто.

Ученая комиссия, со­бравшись в городе Иванове для решения судьбы одной буквы русского алфавита и прозаседав несколько часов, постановила: в фамилиях и географических названиях «Ё» беспрекословно следует употреблять, в остальных случаях — на усмотрение пишущего.

У седьмой буквы алфавита немало сторонников и противников. Среди сторонников княгиня Екатерина Дашкова и писатель Николай Карамзин, многое сделавшие для придания несчастной гласной прав полноценного звука и графического знака (впервые буква появилась в печати в 1795 году). Вторые, напротив, звали «Ё» «недобуквой» и желали ей отправиться за массой старославянских и древнерусских букв, канувших в Лету во время различных реформ языка.

В наше время «Ё» исчезло без всяких реформ, само собой, из экономии. Компьютер, который вдруг стал всему головой, закапризничал, тыча в нос техническими характеристиками. По­пробуйте с непривычки найти эту литеру на клавиатуре — в левый верхний угол запряталась — не сыщешь. По мнению череповецкого писателя Александра Хачатряна, который, к слову, до сих пор, создавая творения ручкой и на бумаге, не забывает о точках над «Ё», вместе с буквой мы теряем очень многое: «Хотите примеров? Лев Николаевич сколько раз писал, что его героя зовут Лёвин, а не Левин, как зовет большинство. А возьмите рыбу ёрш или любимое животное детей — ёжика. Неужели и его в ежика превратят?»

Но это так, лирика. Между тем в стране десятки тысяч людей, которые из­за неопределенности с «Ё», находящейся в их фамилии, имеют реальные проблемы. Дело в том, что лишь часть документов, паспорт в том числе, обходится с точками как положено. Из других они могут и улетучиться. Скажем, гражданин Серёгин приобрел дом в деревне Ёрга. Однако в купчей «Ё» в обоих случаях заменили алфавитной соседкой. Таким образом, собственность указанного господина под вопросом.

Согласно правилу 1956 года, «Ё» необходимо употреблять в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова и, как следствие, вероятность путаницы. Фамилии попадают в это число. По данным статистов, буква «Ё» содержится более чем в 12500 словах, 2500 фамилиях граждан России, которые носят около трех процентов населения страны. Утратив букву на письме, имя собственное нередко меняется и в произношении — носителей распространенной в Череповце фамилии Ёргин (видимо, произошла от той самой Ёрги) сегодня повсеместно кличут Ергиными, причем с ударением на «и». Жертвой легкомысленной буквы стал и вологодский губернатор Вячеслав Позгалёв — даже на официальном сайте администрации области «ё» в его фамилии заменено на «е».

Среди пострадавших от «недобуквы» не только русские фамилии, но и иностранные. Художник Николай Рёрих и Жерар Депардьё давно потеряли свои орфографические «крапинки» в кирилличе­ском написании (правильно — Рёрих и Депардьё). А вот немецкому классику Гёте повезло — пускай и пишут его с «е», зато произносят безошибочно.

Сергей Виноградов
№103(22018)
06.06.2007

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий