25 апреля 2007 года. 09:57

«Этот Съезд надо разогнатьк чертовой матери», — заявил на встрече с рабочими пятой доменной печи Президент России Б. Ельцин

Нет, Борис Николаевич не оговорился. И на стане «2000», и на строящемся объекте цеха холодной прокатки, и в подсобном хозяй­стве металлургического комбината Президент не уставал повторять, что Съезд народных депутатов как институт власти был создан только затем, чтобы избрать Президента бывшего СССР, что это сплошная говорильня, что он только мешает, и потому сам Ельцин целую неделю на него не ходил.
Подобные отзывы о Съезде народных депутатов России, как правило, встречали поддержку в трудовых коллективах, но за ними тут же следовали вопросы:

— Вы сами не можете разогнать Съезд?

— Нет, — отвечал Борис Николаевич, — для этого нам надо принять новую Конституцию, в которой уже не будет места такому институту власти. А основные принципы Конституции нужно вынести на референдум.

Но нынешний Съезд, подчеркивал Президент, ни в коем случае не примет такую Конституцию, а потому надо собрать миллион подписей, чтобы можно было законным путем вынести ее на референдум.

— Одна Москва даст нам миллион подписей, — уверенно говорил Борис Николаевич, — да еще Череповец тысяч 200.

— А какую Конституцию выносить на референдум? — последовал вопрос одного из металлургов.

— Я думаю, вы будете за ту Конституцию, проект которой вам предложит Президент, — ответил Ельцин.

Кстати, Борис Николаевич высказался против перевыборов в Советы. Но так или иначе его заявления о Съезде народных депутатов России можно воспринимать как начало открытой войны Президента против института власти, существующего сегодня лишь в России.

А начался приезд Президента в наш город 29 апреля, когда около 19 часов его машина появилась на Красноармейской площади. Там Борис Николаевич остановился, что не было предусмотрено программой визита, и был тут же окружен череповчанами. Вопросы задавались самые разные, вплоть до судьбы Черноморского флота, на что Ельцин ответил: флот России нужен (хотя и была реплика: зачем кормить Черноморский флот), но воевать с Украиной никто не собирается и потому поделить его надо миром, чтобы Украине достались корабли береговой охраны и таможенной службы.

Затем президентский кортеж проследовал до коттеджа на проспекте Луначарского, где Ельцина снова окружили череповчане. Беседа с ними продолжалась недолго, Борис Николаевич заявил, что он первый после Петра I из руководителей России посетил Вологодчину. В коттедже Президент пробыл минуты две­три, после чего вышел и, сказав: «Поехали работать на комбинат», отбыл в сторону ЧМК.

Но его ЗИЛ прибыл на базу отдыха в Торово, где Президент в основном беседовал с главой администрации области Н.Подгорновым, генеральным директором ЧМК Ю.Липухиным, главкомом Объединенных вооруженных сил СНГ маршалом авиации Е.Шапошниковым. Там же находился мэр Череповца В.Позгалев.

По нашим сведениям,утром 30 апреля Президент посетил баню, около 9 часов кортеж прибыл в здание заводоуправления ЧМК. Здесь в беседе с металлургами Борис Николаевич подчеркнул, что он впервые встретил предприятие, которое полностью оплачивает своим работникам обеды. На вопрос, будут ли и дальше повышаться цены, Ельцин ответил утвердительно. По его словам, в июне будут отпущены цены на еще 30 процентов энергоносителей, а в дальнейшем цены на топливо станут совсем свободными. Но к концу года Президент пообещал стабилизацию экономиче­ской ситуации.

Немного осерчал Президент, когда из толпы последовал вопрос о судьбе Союза. Ответ был такой: если вы за Союз, тогда отойдите в сторону, вы не наш человек. Не воевать же нам с Украиной, чтобы силком ее затаскивать в Союз. На замечание о том, что многие должностные посты заняты партократами, по­следовал реплика Ельцина: «Ну, что, их уничтожать, как колорадских жуков, что ли?» По мнению Президента, партократов много в коммерче­ских и налоговых структурах, и местные администрации должны более жестко подбирать кадры в налоговые инспекции.

Практически на каждой встрече Президент задавал один и тот же вопрос: «Под­держиваете реформы?» Ответ был одинаковым: «Да». Раз послышалось сетование: «Уж очень тяжело», на что Ельцин ответил вопросом: «А мне легко?» На стане «2000» рабочий поинтересовался: «В теннис играете?» «Играю», — сказал Президент. «Тогда хорошо, дай вам Бог здоровья».

Вместе с Ельциным, кстати, наш город посетил главком Объединенных вооруженных сил СНГ маршал авиации Е.Шапошников. На вопрос нашего корреспондента, какие цели он при этом преследует, Евгений Иванович ответил по­военному прямо: «Оборонке нужен металл».

Президент посетил также строящийся комплекс индивидуальных коттеджей за Шексной, где расписался на дверях почти готового дома водителя ЧМК В.Горковенко, порадовался за хозяев таких домов.

Б.Ельцин постоянно подчеркивал, что человеку нужны, как воздух, земля и собственность, только тогда решатся многие наши проблемы, а на прощание Борис Николаевич сказал, что не ожидал столь радушного приема, так как реформа все­таки идет тяжело.

На ступеньках мэрии Б.Ельцина встретили пикеты работников бюджетных организаций. Разговор с их представителями поначалу был коротким, а после совещания в мэрии Президент выступил перед горожанами.

На совещание в мэрии пресса не была допущена, а потому о нем, а также о некоторых других деталях визита Президента в Череповец вы узнаете из дальнейших номеров газеты.

Николай Ненастьев («Речь», 1 мая 1992 г., № 86)
№75(21990)
25.04.2007

Источник: Газета «Речь»




Ваш комментарий