23 сентября 2016 года. 14:09

Седьмой музыкальный фестиваль «Кружева» и Первый открытый Всероссийский фестиваль документального кино о музыке MusicDocFest состоятся в Вологде и Череповце


Программа Седьмого музыкального фестиваля «Кружева»

С 28 сентября по 2 октября 2016 года в Вологде и Череповце пройдут Седьмой музыкальный фестиваль «Кружева» и Первый открытый Всероссийский фестиваль документального кино о музыке MusicDocFest.

Фестивали «Кружева» и MusicDocFest – проекты национальной газеты «Музыкальное обозрение», которые проводятся совместно с Вологодской областной государственной филармонией имени В.А. Гаврилина, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Арт-директор фестивалей – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

Музыкальный фестиваль «Кружева» проходит с 2008 года. Он стал культурным брендом Вологды, одним из объектов культурного туризма на Вологодчине.

Участники фестиваля – ведущие музыканты России: симфонические и камерные оркестры, камерные ансамбли, солисты; молодые артисты –лауреаты крупнейших международных конкурсов, будущее российской музыкальной культуры. Ежегодно в фестивале участвуют коллективы и солисты Вологодчины.



Андрей Устинов: «Как в переплетении нитей рождается уникальная вязь вологодского кружева, так и в узоре фестиваля «Кружева» сплетается, пересекается и соединяется множество линий, образов, символов и смыслов.
Ежегодно фестиваль «Кружева» являет новую, оригинальную художественную концепцию. Историю «Кружев» можно рассматривать как учебник фестивального дела. При этом фестиваль сохраняет главные, стержневые опоры своей конструкции».
На этот раз фестиваль предлагает несколько особых проектов.



Первый открытый Фестиваль документального кино о музыке MusicDocFest

Подобный фестиваль, соединяющий музыкальное и киноискусство, проводится впервые в России. Автор идеи и арт-директор фестиваля MusicDocFest – Андрей Устинов. Продюсер – Наталья Иванова.
В состав жюри приглашены деятели кино, театра, музыканты, журналисты.   Председатель жюри – известный киновед, кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ, лауреат премии ТЭФИ, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин.

Авторы видеоролика фестиваля – Иван Авалиани (дизайн), Юрий Каспаров (музыка), Андрей Устинов (идея).

Андрей Шемякин: «Отношения музыки и кино складывались как история рождения гармонии. Это была не столько любовь, сколько влечение “подобного – к подобному”. Ища свою специфику, кинематограф с момента своего рождения жадно поглощал изобразительные фактуры, пытался подражать литературе, соперничал с театром. Однако сама его природа была двуединой: не только изобразительной, но и выразительной. И, открывая свои законы, он вместе с тем заново открывал законы музыки, пытаясь ее понять. О том, как это происходит сегодня, вы узнаете из программы уникального фестиваля MusicDocFest».

Андрей Устинов: «Музыка, особенно академическая, редко становится объектом внимания документалистов. Но то, что происходит в документальном кино сегодня, и то, что появилось в последние годы, представляется мне чрезвычайно интересным. В шорт-лист фестиваля вошло 9 фильмов. Мы стремились подобрать разные направления документального кино о музыке, а с другой стороны — представить разные жанры музыкального искусства (симфоническую музыку, фольклор, скрипичное искусство), яркие персоны – исполнителей и композиторов (Т. Хренников, Ю. Каспаров, М. Пекарский)».

Музыка кино

В программе фестиваля «Кружева» — музыка отечественного и мирового кинематографа и композиторов, работающих в кино. Она будет звучать в каждом концерте в Вологде: в исполнении камерного оркестра Вологодской филармонии, двух ансамблей из Москвы – «Академии старинной музыки» МГАФ и Московского ансамбля современной музыки. Музыкальная программа фестиваля включает «Кинематографическую сюиту» Д. Жученко из музыки к кинофильмам; киномузыку Д. Шостаковича, В. Гаврилина, М. Таривердиева, А. Петрова; музыку композиторов, работавших и работающих в кино (А. Шнитке, С. Губайдулина, Ф. Гласс, В. Мартынов, А. Айги, С. Жуков); показы фильмов о композиторах (Т. Хренников, Ю. Каспаров, С. Жуков); исполнение произведений, написанных на основе киномузыки (С. Прокофьев, А. Шнитке); показ фрагментов фильмов с музыкой Губайдулиной («Маугли») и Шнитке («Похождения зубного врача», «Спорт, спорт, спорт»). Многие из этих мелодий перешагнули рамки экрана и стали необычайно популярными.

 



Воскресные звоны

Все фестивальные Воскресенья открываются звонами на колокольне Софийского собора Вологодского кремля – величественного памятника русской архитектуры XVI века. Старейший из 24 колоколов отлит в 1640 г., а вес самого тяжелого – Большого Благовестника – 7,5 тонн.

О начале звонов возвещает мелодия боя часов братьев Бутеноп, звучащая над Вологдой каждые 15 минут уже 145 лет.

Колокола – символ России. С древних времен без колоколов, звонов не обходилось ни одно значительное событие в жизни русского человека и российского государства. В новелле «Колокол» Андрея Тарковского. Андрей Рублев, обняв рыдающего Бориску, говорит ему: «Видишь, как получилось… ну хорошо, ну что ты… Вот и пойдем мы с тобой вместе – ты колокола лить, я иконы писать. Пойдем в Троицу. Пойдем вместе. Какой праздник для людей. Какую радость сотворил. А еще плачет… ну все, все… будет.. Ну чего ты, ну все, хватит … хватит. Успокойся, все… ну будет… будет…».



Хоровая программа
В этом году хоровая программа фестиваля «Кружева» посвящена памяти Сергея Зуева (1961– 2016) – выдающегося хормейстера, основателя и художественного руководителя череповецкого камерного хора «Воскресение».

Андрей Устинов: «Сергей Зуев ушел из жизни 19 июня, в праздник Троицы. Ему было всего 54 года. Говорят, что в дни православных праздников уходят из жизни праведники. Сергей Зуев был праведником своего дела, которому отдал душу, сердце, жизнь.

Творчество хора “Воскресение” неразрывно связано с нашим фестивалем. Я пригласил хор выступить на первом фестивале в 2008, и с тех пор череповецкий коллектив каждый раз (за исключением прошлого года) был в числе участников.

Именно по нашему приглашению хор «Воскресение» впервые в своей истории выступил в Софийском соборе Вологодского кремля, где в фестивальных концертах разных лет исполнил «Всенощное бдение» и «Литургию святого Иоанна Златоуста» Рахманинова, программу «Русский духовный концерт».

Все, кто дружил, работал, общался с Сергеем Зуевым, знают, как сложно было ему сохранять высокий творческий уровень коллектива. Что называется, “держать планку”. А в том, что эта планка была на уровне лучших хоров России, нет сомнения».

В программах памяти Сергея Зуева примут участие три ведущих хоровых коллектива Вологодчины. Замечательному музыканту будет посвящен первый концерт фестиваля в Череповце. Городской симфонический оркестр под управлением Валентины Голубевой – друга и коллеги Сергея Зуева, и хор «Воскресение», которым теперь руководит ученица Сергея Зуева Елена Попова, исполнят музыку Моцарта.

Хоровой мост свяжет Череповец с Вологдой, с Софийским собором, где в воскресенье, 2 октября, будут петь два вологодских коллектива: Камерный хор филармонии под управлением Альберта Мишина и Хоровая капелла под управлением Елены Назимовой. Прозвучат произведения русской хоровой духовной музыки. Оба коллектива совместно исполнят отрывки из оратории С. Прокофьева «Иван Грозный» и хор Н. Кедрова «Отче наш», которым в память о своем друге Сергее Зуеве продирижирует художественный руководитель фестиваля А. Устинов.

Праздники фестиваля

«Кружева» традиционно проводятся в обрамлении больших православных праздников, словно бы освящающих фестиваль: Крестовоздвиженья Господня (27 сентября) и Покрова Богородицы (14 октября), который одновременно является и днем памяти преп. Романа Сладкопевца, небесного покровителя музыкантов. Это объединяет участников и гостей, создает неповторимый фестивальный мир, особую ауру и атмосферу фестиваля-Дома, фестиваля-Храма.

Как и каждый год, один из концертов фестиваля проходит в Международный день музыки – праздник, объединяющий всех музыкантов мира. В этот день с изысканной программой барочной и современной музыки выступит один из ведущих российских коллективов – ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии под управлением Татьяны Гринденко.

В этот же день отмечает 27-й день рождения газета «Музыкальное обозрение», и по традиции «МО» в День музыки, 1 октября, начинает свой новый творческий сезон.



Музыкальный символ фестиваля

Пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» op.37 bis – символ фестиваля «Кружева». Она звучала на каждом фестивале в разных переложениях, ни разу не повторялись: для оркестра русских народных инструментов (Губернаторский оркестр народных интрументов, дирижер Г. Перевозникова), дуэта виолончели и фортепиано (А. Бузлов и П. Домбровский), виолончели и камерного оркестра (М. Дробинский и Камерный оркестр Вологодской филармонии, дирижер В. Куликов), дуэта скрипки и фортепиано (А. Притчин и Ю. Фаворин), для фортепианного трио (А. Диев, Н. Борисоглебский, Б. Андрианов). Наконец, на Шестом фестивале «Кружева» (2015) вологжане услышали пьесу П.И. Чайковского в оригинале для фортепиано (Н. Мндоянц).

В нынешнем году «Октябрь» прозвучит в переложении солистов Московского ансамбля современной музыки для флейты, кларнета, баяна, фортепиано и виолончели.


Сергей ЖУКОВ

Творческие встречи

В дни фестиваля пройдут творческие встречи композитором Сергеем Жуковым, режиссером – обладателем главного приза фестиваля MusicDocFest. Андрей Устинов на творческой встрече с вологжанами расскажет о своем выставочном и кинопроекте «Территория музыки. Inventions». Он расскажет вологодским читателям газеты «Музыкальное обозрение» об итогах завершившегося сезона газеты и о планах на новый сезон 2016/2017.

Благотворительная программа

Фестиваль организует программу для воспитанников Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2. Здесь пройдут показы всех фильмов проекта MusicDocFest. А 2 октября воспитанники Центра приглашены на колокольню Софийского собора на Воскресные звоны.

Юбилеи

2016 – год многочисленных юбилеев и памятных музыкальных дат. Многие из них отмечены в программах фестивальных концертов. Прозвучат сочинения композиторов — юбиляров года: С. Губайдулиной (85 лет), В. Мартынова (70), С. Жукова (65), А. Айги (45). В числе исполнителей – Т. Гринденко, также отметившая в этом году юбилейную дату.


Памятные даты
В концерты включены произведения С. Прокофьева (125 лет со дня рождения), Н. Голованова (125), Д. Шостаковича (110), М. Таривердиева (85). 140 лет исполнилось со времени создания цикла П.И. Чайковского «Времена года». 55 лет исполнилось бы в этом году С. Зуеву.

Мировая премьера
Каждый год фестиваль заказывает одному из современных российских композиторов сочинение под названием «Вологодские кружева» –воплощение в инструментальном звучании знаменитого историко-культурного бренда региона. Чтобы сохранить этот образ, принесший Вологде мировую известность, в ткань нового произведения непременно вплетаются музыкальные символы Вологдчины: бой часов на колокольне Софийского Собора и народные песни Вологодской области.
Новое сочинение рождается, сочиняется почти одновременно с сочинением концепции и программы нового фестиваля. Премьерой произведения завершается фестиваль. В одном мгновении соединяются, сплетаются и завершение, и начало новой жизни.
На концерте-закрытии Седьмого фестиваля состоится мировая премьера произведения «Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016») Сергея Жукова, написанного по заказу фестиваля «Кружева» специально для солистов Московского ансамбля современной музыки.
«По инициативе газеты «Музыкальное обозрение» 2008 композиторами, нашими современниками написано семь сочинений «Вологодские кружева». Авторы предыдущих – А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, М. Гоголин, М. Броннер, Ю. Каспаров.
Коллекция сочинений для разных составов (симфонического и камерного оркестров, фортепианного трио с оркестром русских народных инструментов, для десяти солистов ансамбля старинных инструментов и для пяти музыкантов ансамбля современной музыки) – уникальная музыкальная летопись всемирно известного вологодского промысла, не имеющая аналогов в мировой культуре.


Орus 27
В ткань событий и проектов фестиваля «Кружева» вплетается проект газеты «Музыкальное обозрение» – Всероссийский фестиваль, порядковый номер которого соответствует году издания газеты.

В нем ежегодно участвуют музыканты десятков городов и регионов России – оркестры, хоры, филармонии, студенты и педагоги учебных заведений. Самыми масштабными были юбилейные фестивали: «МО-15» (90 концертов в 40 городах), «МО-20» (2009, 75 концертов в 35 городах), «МО-25» (2014, 120 концертов, спектаклей, выставок, конференций и других событий в 60 городах 52 регионов России).

В нынешнем году газете исполняется 27 лет, и поэтому в репертуар концертов включены сочинения из эксклюзивного проекта «МО» opus 27: отмеченные опусом или номером 27, написанные или оконченные композиторами в 27 лет или в год 27-летия, циклы из 27 произведений и т.д. и т. п.

На фестивале «Кружева» прозвучат: «Адажио» для струнного оркестра С. Барбера (окончено в 27 лет) — одно из самых популярных музыкальных произведений ХХ века, не раз звучавшее и в саундтреках к кинофильмам;

«О Тебе радуется» – № 8 из цикла «Десять духовных хоров» ор. 27 П. Чеснокова;

«Прощальный вальс» М. Глинки (написан в 27 лет).

Глинка неоднократно выезжал за границу. В последний раз — в 1856, незадолго до смерти (умер он, как известно, в Берлине). Пьеса «Прощальный вальс» была написана в 1831 году в Италии, во время первого европейского путешествия композитора. Почему Глинка дал ей такое название, с кем он прощался, кому посвятил это прощание – друзьям или прекрасной даме, родине – неизвестно.

«Прощальный вальс» М. Глинки - прощальный привет Вологде от фестиваля «Кружева».





Ваш комментарий