«Школа юного критика» под руководством Галины Щекиной

Вечера. Встречи
18+



Школа Критика озникла в Вологде на развалинах старого литклуба "Ступени" весой 2011 года. Критик Сергей Фаустов без конца напоминал о конце критики,о конце лито, дескать, лито себя изжило, народ привык говорить по шаблону и так далее. И лочти сорок лет так, по старрому шаблону - могие по привчке сидели, клевали носом, будто собрание отсиживали. Да что это за роскошь такая - позволять себе дремать при таких удачных стечениях людей и событий? Преступление просто.И я решила - надо вывернуться натинанку, но при чтоб при жизни никакой смерти лито не было.
Тем более при для отражения оременного литпроцесса нужен отряд быстрого реагирования. Нужен четкий резонанс на новые события, тексты, книги. Некому его создавать кроме нас самих.
Потому что когда приехала Светлана Василенко из Москвы книгу "Проза в столбик"представлять - а ей жупнал "У" подали с готовыми рецензиями на эту книгу - в глазах ее возникло удивление. И вообще, когда при выходе любой книги начинаются коментарии - это же признак Явления. Даже если не хвалят, ругают, а если спорят - тем более.
В регионе не своей критики.Привыкли мы смотреть в рот столичным дядям. Господин Оорлицкий наезжали, гоаоподин Давыдов. обычно все очень нетрезвые и высокоменрные.Дашь им книжку, а они через минутут о ней забудут. Так что всю жизнь Иггорь шайтанов был для вологжан законодателм в мире поэзии. Те, кого представил вологжанам Игорь Шайьанов - все становились событием - журнал Арион, Рейн, Павлова, Русаков, Кушнер...
По весне я попала на вечер памяти Сопина. Я всегда хожу на эти вечера, так как жизнь не стоит на месте и подкидывает новые и новые походы к Сопину. Люблю на бледные лица циничных школьников смотреть, как они непослушными ртами его горькие слова выговаривают. Знаю, это им чуждо, а пытаются. Молитву тоже никто не може добровольно сказать, а как прижмет - закричишь, выговоишь. Значит пока не прижало... Вот на этом вечере была премьера книги А. Смоллина об М. Сопине. Са книжка мне показалась окскорбительной для Сопина. Там не было новых мыслей, там не было аннализа текста, там была ключевая фраза -"Что же такое стихи Сопина? Обатимся к Рубцову..." Все, кому я цитировала эту фразу , падали от хохота. А публика на вечере -ничего, нормально восприняла, кивала и вдова поэта: "Хорошо, хоть что-то написали". Смолин написал таких книг целых восемь.Но товарищи, нельзя считать критикой "хоть что-то". Это стало еще одной причиной для опявления Школы критика.

первые попытки

На первом уроке я стала говорить о простейших примочках, о самом факте анализа текста. обьясняла связь с собственныи твочством. О том, что совмещать поэта и прозаика и еритика в одном лице вполне реально. Потому что сама уже писалал авторецензии и уивдела свои дыры.
первая реакция была мягко говоря не та.
"Мы пишем на подсознании! На нас нисходит! Как мы это будем анализировать? Влом анализировать. Пускай критикиделают эту грязную работу".
Даже те, кто был склонен к критическим комментам, убежал.Потом Фаустов вспонил. ка он читал Эткинда и иначе увидел "Равенну " Блока. Потом Омелина вспонила как зачитывалась Эткиндом и захотела сделать доклад. Но она повела себя недостойно, струсила и не не пришла. Зато пришла Татьяна Андреева и расскзаа про встречу с живым Эткиндом, отцрм русского литературоведения. Потом она же стала советовать Лотмана. То есть мы выснили что есть два таких кирпичика, из которых будет скадываться наш техминимум. То есть Школа критиков это не вышка, с которой на все плвать без передышки, а взаимопомощь, расшрение сознания и постепенное повышение своей творческой планки...Те кто не хочет читать, пусть эивут, но не стоит им расчитывать на быстрый эффект. Эффекта не будет вообще...
Фаустов тоже не верит в эффект, хоят поиски нового языка критики для него более чем актуальны.

Дальше Школу криков почему-то встроили в фестиваль "Плюсовая поэзия". Я считаю, это рано, созадние новой общности только началось, но что делать. Однако на с еминаре прозы и критики новая Школа проявила себя - клменты к рукописям были глубокие, позволяли выяаавить минусы, но и плюсы оставлись. Семинаристы сидели молчали, за исключением трех человек, зато члены Школы говорилиитересно. Тем более что появление а фестивале Плюсовая поэзия моложого критики Михаило Бойко всех впечатлило.Решено было что на слдеющий год критик Бойко снова приедет критику выделят в отдельный семинар. Рззве не классно?
Обиждно, но на всече с прозаиком Дитрием Новиковым наши критики сидели набрав в рот воды. Ведь для того чтобы задавать вопросы автору, читатьнадо автора. А читать не стали, или не успели, или помешали плозие метоусловия. Новиков отшутился. расказал про рыбалку и всякин случаи из писательской жизни. Он человек колоритный. но унас -то шанс был упущен. Сегодня я разрзилась проклятиями и заставила всех псать письменно про Новикова. Кто опомнится - напишет. А кто нет - пусть не рачитывает ни на каокй эффект вообще.
Сегодня мы еще раз ударлись лбами об теорию.Мы перчисляли пласты ьтек та - пероажно-языковой, пространственно-временной, тдейно-тематичский. Лица были страдальческие.
Врезапно подключтлся Фаустов и стал приводить на помощь великих.
Одна из участниц семинара Наталья Мелехина предложила свой вклад внести: разобрать на пласты рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" - чтобы связать терио с практикой. Так все читают Новикова, читают Тэффи.

Быстро перехать на рельсылитеартурной беседы не получается. "Да и Тайганова скучна, да и ты не Цветаева"- "Нет, я прошу доводы" - "Без доводов". Велика инеция бросать эмоциональные грнаты, а чтобы задуматься. нужны немалые интеллектуальные усилия.

Фаустов сегодня привел три сильные цитаты. Я их тоже отношу к кирпичам, соствляющим наш техминимум. Их можно вопрриянть ка к аксиомы, можно оспорить, н тепрь уже нельзя сделать вид что их нет. Работаем? Кто-то всклкнет что мы зубрим устаревшие истины. Ну, ничего познаем старое, прежде чем создадим новое...
Светлана Василенко:
"Не надо на совещаниях организовывать семинар критиков, а надо в каждый творческий семинар "запускать" молодого критика, который больше, чем мастера ориентируется в совеменных литературных течениях, реалиях, именах. Тогда обсуждение становится полноценным."
Виталий Пуханов:
Человек пришедший с улицы за год способен разобраться в современной поэзии лучше, чем человек потративший на нее жизнь. Знание Шекспира и Пушкина, Блока, Тарковского ничем в понимании современной поэзии помочь не может, может только помешать, выставить "понимателя" отстоем и мудаком.
Михаил Айзенберг:
"Стихи — это непрерывное выяснение, что такое стихи. То есть выяснение того, что такое стихи сегодня, Мы не живем в сегодняшнем дне, мы в него прорываемся, и нет более насущной задачи, чем выяснение, что такое это «сегодня».

Образовательный ресурс, накотором развернется работа Школы критиков http://moodle.faustov.ru


Добавьте отзыв!

Отзывы и комментарии